В Большом зале консерватории завершились прослушивания I и II туров в номинации “фортепиано”. На протяжении недели международное жюри (председатель – Денис Мацуев) прослушало выступления 25 пианистов из 23 стран.
Программа I тура состояла из академического набора жанров (полифония (Бах), крупная форма (соната), произведения Чайковского и три виртуозных этюда), во II туре — пианисты могли представить программу по своему выбору длительностью от 50 до 60 минут с обязательным присутствием музыки Чайковского и других русских композиторов.
Уже в первые дни конкурса у публики появились свои герои. Вместо заявленных в регламенте 12 во II тур были допущены 15 пианистов – столь высок оказался уровень конкурсантов, а в финал прошли 8 участников. Вспомним самые яркие моменты первой конкурсной недели в номинации “фортепиано”.
Еще в первый день прослушиваний на себя обратил внимание Марсель Тадокоро (Франция-Япония), ученик Рены Шерешевской в Ecole Normale в Париже. Очень живая, цепкая эмоциональность игры пианиста, ювелирно выстроенная драматургия образов и продуманный артистизм в Сонате №16 Бетховена – выдавали незаурядного интерпретатора, а выбор сложнейших в фортепианной литературе этюдов (в частности, пианистически “неудобного” Второго этюда Шопена – “на 4 и 5 палец”, как говорят пианисты, – и сверхсложного этюда Листа “Блуждающие огни”) демонстрировало смелость музыканта и его уверенность в себе – как показало выступление, абсолютно оправданную.
Дмитрий Онищенко – о пианистах на Конкурсе Чайковского. Третий день первого тура
Музыкант уверенно прошел во второй тур, где представил интересную программу, в частности очаровательную пьесу “En avril a Paris” Трене-Вайсенберга, малоизвестные широкой публике прелюдии Евгения Светланова (Moderato и “Весняки”) и редко исполняемую Сонату Чайковского до-диез минор. Это особенно приятно, когда зарубежные пианисты исполняют русскую музыку, которая даже в России звучит не часто. Однако, к досаде публики, пианист в финал не прошел – жюри распорядилось иначе.
Схожее с Тадокоро сценическое обаяние и артистизм показал и американец Станислав Энджел Вонг (выпускник Центральной музыкальной школы в Москве, ныне – студент Московской консерватории по классу Наталии Трулль). Природная органичная виртуозность, классическая московская пианистическая школа, удачно выбранная конкурсная программа вместе с некоторой непосредственностью игры произвели очень теплое впечатление, а “Сентиментальный вальс” Чайковского пианист исполнил с такой лирической “русскостью”, что думается, многие в зале забыли, что за роялем – американский пианист.
Джордж Харлионо: «Надеюсь в скором времени вновь приехать в Россию»
Столь же теплый отклик у публики получил и яркий пианист из Великобритании Джордж Харлионо, выпускник лондонского Королевского музыкального колледжа (класс Ванессы Латарш), чье выступление на I и на II туре была буквально овеяно радостью и удовольствием от пребывания на сцене – что крайне редко можно увидеть у пианистов из России: здесь царит, скорее, атмосфера серьезности и основательности, масштабности и высочайшей ответственности… Тем обаятельнее выглядел молодой англичанин, особенно удачно исполнивший “Аппасионату” Бетховена в первом туре и Три фрагмента из балета “Петрушка” Стравинского во втором.
Дмитрий Онищенко – о пианистах на Конкурсе Чайковского. Первый день второго тура
В каком-то смысле артистическим антиподом Вонга стал хорошо известный московской публике российский пианист Илья Папоян (студент Санкт-Петербургской консерватории, класс Александра Сандлера), стабильно и исключительно профессионально показавший себя на двух первых турах.
Внешне невозмутимый, Папоян подробен и академичен в своих интерпретациях, свободен и виртуозен в игре, выразителен в звуке, и, что немаловажно, стабилен на “длинных дистанциях” (что, к слову, продемонстрировал еще в прошлом году, выступая на Конкурсе имени С.В. Рахманинова) – качества очень ценные для гастролирующего пианиста.
Илья Папоян: «На своих сольных концертах я читаю стихи Пастернака»
Также уверенно и стабильно показала себя южно-корейская пианистка Соа Ё, которая в настоящее время обучается у профессора Арье Варди в Ганновере. Пианистку отличали крепкая виртуозность, точность игры, вероятно, стальные нервы и почти “хищническая” техническая хватка, особенно ярко проявившаяся в Этюде ля минор, соч. 25 № 11 Фредерика Шопена, как, впрочем, и в Andante maestoso из балета “Щелкунчик” Чайковского-Плетнева.
Финал знаменитой “Авроры” Бетховена пианистка не побоялась исполнить с авторской педалью (в результате исполнения происходит наложение отзвуков тоники и доминанты, создающее на современных роялях очень непривычное для слуха сочетание). Пианистку отличает мягкое туше и глубокое сочное форте даже на рояле Yamaha, которые обычно невыгодно отличаются жестким “металлическим” звуком в громкой динамике. Думается, Соа Ё – одна из уверенных претендентов на победу.
Между тем, особенно ожидаемым было выступление Александра Ключко (в прошлом – ученик Рены Шерешевской, ныне – студент Московской консерватории в классе Павла Нерсесьяна), победителя прошлогоднего Конкурса им. С.В. Рахманинова. Ключко – уже сформировавшийся артист, уверенно, глубоко и зрело проявляющий себя в прочтениях классических произведений и сочинений романтического стиля, обладающий безграничной виртуозностью, певучим звуком и особым сценическим магнетизмом, что буквально бросается в глаза, когда музыкант выходит на сцену, и подтверждается его игрой.
Для первого тура пианист выбрал последнюю, 32-ю сонату Бетховена – одну из самых сложных сонат композитора. Выступление пианиста вызвало бурные и продолжительные овации. К слову, так было и во II туре, куда Ключко, разумеется, прошел – публика горячо приветствовала пианиста продолжительными овациями.
Однако до финала пианист, к большому сожалению, не был допущен. Как и обаятельный 23-летний японец с доброй лучезарной улыбкой Коки Куроива из Канагавы (выпускник Токийского университета искусств и Музыкальной академии им. Ференца Листа в Будапеште), покоривший московскую публику своим необычным прочтением Чайковского – в начале выступления на обоих турах пианист смотрел на портрет Чайковского и начинал программу именно с его музыки.
Дмитрий Онищенко – о пианистах на Конкурсе Чайковского. Второй день второго тура
В I туре Куроива исполнил “На Тройке” (“Ноябрь” из “Времен года”) с заостренной агогикой штрихов, несколько преувеличенным portamento в главной теме пьесы и ювелирной, почти стерильной аккуратностью исполнения. Музыка русского гения приобрела восточный колорит, напомнивший о традиционной японской акварельной живописи. Тронула и нескрываемая искренняя радость, с которой музыкант играл на сцене консерватории.
Закончив играть Чайковского, пианист мгновенно сменил образ на академический – сосредоточенно-сдержанный и, не теряя при этом индивидуальности, прекрасно исполнил оставшуюся часть программы.
Во II туре японский пианист представил исключительно русскую программу (Чайковский, Скрябин, Балакирев, Рахманинов), что особенно приятно от зарубежного конкурсанта. Концертная сюита из балета “Щелкунчик” Чайковского в обработке Михаила Плетнева в его исполнении стала не просто виртуозной парафразой, но настоящим театральным действом с чередой сказочных образов из знаменитого балета. Особенно изящно прозвучал лирический Ноктюрн №3 ре минор Балакирева.
Отдельно хочется упомянуть стиль трансляции конкурса – комментарии ведущих с короткими интервью членов жюри и приглашенных гостей стали его неотъемлемой традицией. Между тем, в номинации “фортепиано” стиль комментариев ведущих вызывал порой негодование, поскольку не всегда отличался тактом в отношении ведущих друг к другу, корректностью упоминаемых фактов, а порой и вовсе выходил за рамки конкурсной этики.
В частности, звучали уничижительные иронические комментарии в адрес одного из иностранных конкурсантов первого дня прослушиваний, а также в прямом эфире звучала оценка одного из произведений Чайковского как “неудачного” и снисходительные подшучивания над музыкальным наследием русского гения – что, думается, является недопустимым в принципе, тем более на конкурсе такого уровня. Все это испортило впечатление от трансляции, но не помешало конкурсантам выступать.
Хочется надеяться, что в финале ведущие будут более корректны (все-таки у трансляции многотысячная аудитория по всему миру), а зрители трансляций будущих конкурсов увидят, наконец-то, новые лица. Из приятного хочется отметить удачную идею коротких видеопрезентаций участников: каждый пианист рассказывает о себе – это раскрывает каждого конкурсанта с человеческой стороны, что дополняет и его сценический образ, делая каждого участника ближе к слушателю.