Имя скрипачки Оксаны Анисимовой хорошо известно новосибирским любителям камерной музыки. Именно ее — обаятельную, стильную, хрупкую — почитатели называют не иначе как дорогой жемчужиной «Filarmonica»-квартета.
Недавно Оксана преподнесла публике сюрприз — выступила в качестве солистки с Новосибирским академическим симфоническим оркестром.
За дирижерским пультом оркестра в этот вечер стоял китайский дирижер Лин Тао.
После концерта Оксана поделилась своими впечатлениями о том, как волнительно для музыканта выходить один на один с залом. Дело в том, что в творческой биографии Оксаны уже были подобные «пробы» собственных сил в сольных проектах с разными симфоническими оркестрами.
Первый раз она выиграла право исполнять соло с оркестром на творческом конкурсе, который ежегодно устраивал для музыкантов оркестра главный дирижер и художественный руководитель Арнольд Кац. Тогда у нее была альтернатива взять за свою победу дефицитный товар — струны, но она выбрала сольное исполнение и ни разу не пожалела об этом.
Действительно, совмещать работу в оркестре, выступать в составе квартета и делать сольную программу вовсе не легко. Но когда есть стремление к разнообразию и творческому росту, все получается на должном уровне. По словам Оксаны, она вообще человек любознательный, ей в творчестве хочется попробовать себя в разных ипостасях.
Например, выход на сцену с оркестром она называет экстримом, которого ей в жизни порой так не хватает. Для своего сольного выступления Оксана выбрала редко исполняемый Концерт для скрипки с оркестром, соль мажор Гайдна. Однажды она слышала этот концерт в исполнении московской скрипачки Татьяны Гринденко.
“Я случайно нашла ноты концерта, посмотрела и… влюбилась. Такой солнечной, искренней, бескомпромиссно жизнерадостной музыки я давно не слышала. Недавно прочитала очень точную цитату Моцарта о Гайдне: «Никто не умеет так балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, как это делал Гайдн». Удивительно, но все это есть в концерте”,
— говорит Оксана.
Часто ли Новосибирский академический симфонический оркестр делает программы со своими музыкантами, не приглашая иногородних солистов? Оксана говорит, что подобные программы для оркестра — традиция. Главное, чтобы оркестранты вовремя проявляли свою творческую инициативу.
Идеей сыграть концерт Гайдна Оксана поделилась с главным приглашенным дирижером оркестра Фабио Мастранжело. Предложение было принято с воодушевлением. Дирижировать концертом должен был сам Фабио, но не сложилось.
Присутствие восточного миросозерцания у китайского дирижера Лин Тао, менее экспрессивного и экстравертного, конечно, сказалось на исполнении произведения, однако публика в результате получила однозначно качественный “продукт”.
Кстати, исполнение сольных программ для артистов «Filarmonica»-квартета давно стало нормой творческой жизни. Например, народный артист России Валерий Карчагин в качестве солиста закрывал концертный сезон симфонического оркестра.
Виолончелист Станислав Овчинников недавно исполнял Концерт для виолончели с оркестром Шостаковича. Альтист Илья Тарасенко тоже не раз исполнял сольные программы.
В феврале 2008 года Оксана и Валерий планируют сыграть двойной концерт Баха. Есть еще одна идея, для воплощения в жизнь которой необходимо, чтобы Валерий научился играть на… альте.
Ася Шумилова, “Вечерний Новосибирск”