31 августа 2017 руководство Новосибирской филармонии провело традиционную пресс-конференцию, которую концертная организация обычно объявляет в начале нового сезона.
Однако помимо представления программ новых фестивалей директору филармонии Бейбиту Мухамедину и ее художественному руководителю Владимиру Калужскому прошлось расставить точки над «i» в нескольких ключевых вопросах, по сути, представив новую концепцию существования.
Так, руководитель концертной организации впервые четко проговорил, что отныне Новосибирская филармония фактически отказывается работать с московскими гастролерами, устраивающими «чёс по стране», а свою концертную деятельность собирается организовывать с опорой на собственные силы и фестивали.
Одновременно концертная организация планирует привлекать для работы в Новосибирске лучших артистов, подтверждением чему стало продление на три года контракта с Алимом Шахмаметьевым в качестве дирижера и худрука легендарного камерного оркестра, внутри коллектива которого в последнее время разразился острый конфликт.
«Первые четыре месяцы работы в качестве директора я только и делал, что отбивался от московских импресарио. За последний сезон много людей пыталось к нам зайти с различными коммерческими предложениями»,
– заявил на пресс-конференции Бейбит Мухамедин.
Назвав открытый в 2013 году Концертный зал имени Каца «намоленным местом», директор Новосибирской филармонии подчеркнул, что классическое направление этой площадки он разрушать не позволит.
«Вы знаете, что есть высокохудожественная эстрада. Но существует и эстрада, которой точно не место на этой площадке»,
– отметил Бейбит Мухамедин.
Руководитель филармонии признал, что за последний сезон в ведущую концертную организацию Новосибирской области не раз обращались инициаторы нескольких интересных проектов.
«Но я – человек практичный с точки зрения финансово-экономической: мы начинаем считать экономику, и выясняется, что уходим в минус. Я что? Должен отдать эти деньги москвичам, которым нужно оплатить проезд, проживание и гонорар, сказав: ребята, забирайте наши деньги!? А мы тут разберемся, нагнув несколько наших творческих коллективов, чтобы выправить финансовое положение!»
– возмутился Бейбит Мухамедин.
Бейбит Мухамедин был назначен директором Новосибирской филармонии чуть менее года назад – 20 сентября 2016 года, а прошедшая пресс-конференция в некоторой степени стала для него первой попыткой подвести итоги.
На этом посту он сменил уволенную со скандалом Татьяну Людмилину, у которой за два года директорства так и не сложились отношения с творческим коллективом концертной организации. Последней вменялось в вину не только «хамское отношение к людям», но «бездумное» расширение количества абонементов, высокие цены на билеты, а также «слепо перенесенная театральная схема ежевечерних спектаклей на матрицу филармонии».
«Те два года – это не просто два года. Они нанесли колоссальный моральный и физический урон филармонии. Эти были два года, которые развратили коллектив, ориентируя на совершенно особый тип отношений, удавливающих тех, кто был против»,
– заявил на пресс-конференции Владимир Калужский.
Однако в конце прошедшего сезона стали раздаваться голоса, называющие политику, проводимую новым директором Бейбитом Мухамединым, другой крайностью. Они утверждали, что иногородним и иностранным артистам уже точно не найдется места на сценах Новосибирской филармонии, если они не выступают в рамках организуемых ее нескольких фестивалей.
В интернет-пространстве стали появляться публикации с конкретными подсчетами, показывающие, что количество концертов на двух площадках филармонии – в Доме Ленина и Концертном зале имени Каца – неуклонно снижается, а пиковое значение этого падения наступит в декабре, когда будет зафиксировано двукратное сокращение.
В дискуссиях на эту тему стал активно использоваться термин «избыточная материальная база филармонии», смысл которого сводился к тому, что деятельность концертной организации не позволяет окупить государственные средства, вложенные в создание концертных площадок.
Все это выглядело довольно странно, если вспомнить, что еще пять лет назад общественность Новосибирска только и говорила, как о недостатке концертных площадок в городе и о долгострое с Концертным залом имени Каца.
На прошедшей пресс-конференции Бейбит Мухамедин все обвинения в сокращении концертной деятельности филармонии отверг. Он заявил, что возглавляемая им организация перевыполняет государственное задание. Правда, не уточнив, где это происходит – на двух городских площадках или в целом по области.
Руководитель филармонии особо отметил, что во главе угла деятельности филармонии будут собственные творческие коллективы.
«Кормить проходимцев из Москвы мы больше не будем. Все деньги, которые зарабатывает филармония, мы отпускаем только на развитие творческих коллективов. Лучше я своим музыкантам лишний комплект струн куплю»,
– заявил Бейбит Мухамедин.
При этом, как следовало из выступления директора, теперь будет делаться упор на привлечение на работу в Новосибирск высококлассных специалистов из других регионов и стран.
«В любом творческом коллективе рано или поздно происходит ротация. У Новосибирского академического симфонического оркестра раньше был дирижером Гинтарас Ринкявичюс, сейчас это место займет Томас Зандерлинг.
В то же время в филармоническом камерном оркестре мы решили продлить на три года контракт с Алимом Шахмаметьевым, который будет работать в качестве дирижера и художественного руководителя по совместительству»,
– отметил Бейбит Мухамедин.
О том, что с известным дирижером Алимом Шахмаметьевым продлен контракт, в принципе, было известно еще в июле. Однако в последние полгода довольно широко распространились слухи о том, что филармонический камерный оркестр стал очагом довольно острого конфликта, который никак не может разрешить руководство филармонии.
Появилась даже информация о том, что к губернатору Новосибирской области поступило письмо от известного российского виолончелиста Сергея Ролдугина, который предлагает Владимиру Городецкому разобраться в ситуации с раздираемым страстями творческим коллективом.
«В камерном оркестре – типичный конфликт интересов. Там предпринимается попытка развести должности худрука и главного дирижера – идея абсолютно абсурдная и вредная.
Там даже раздаются голоса: давайте работать без главного дирижера. Но гастрольные варианты чреваты тем, что коллектив может деградировать. Как бы не нравился двум скрипачам дирижер – все это от лукавого. Тем более, что мы видим по продажам, что на пятый абонемент идут именно на Шахмаметьева»,
– заявил на пресс-конференции Владимир Калужский.
Интересно, что, расставив все точки над «i», директор Новосибирской филармонии решил окончательно удивить журналистов:
«Тут совсем недавно услышал, что ходит слух о том, что я подавал документы на пост генерального директора Новосибирского театра оперы и балета. Я был очень сильно удивлен и уверяю, что это не просто дезинформация, а самая настоящая ложь».
fedpress.ru