Первое в России исполнение последней оперы Бенджамина Бриттена «Смерть в Венеции» состоялось в Большом зале Московской консерватории.
Эта премьера стала кульминацией фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения композитора. Концертную версию прощального шедевра подготовили те, кто партитуры позднего Бриттена может читать, образно говоря, «между тактов» – британские певцы и российский маэстро Геннадий Рождественский, который был лично знаком с автором.
Музыка британского композитора – в интерпретации английских солистов. Они, как никто, могут достоверно исполнить музыку Бриттена. Знают, как передать интонацию музыки великого соотечественника, со всеми её оттенками.
«Я исполнял Бриттена еще будучи мальчиком. Это музыка моей страны. Я чувствую в ней всю красоту британских пейзажей, вижу взаимосвязи с национальной литературой»,
– рассказывает тенор Иэн Бостридж.
Инструментальные составы позднего Бриттена – это всегда авторское ноу-хау. Такое в композиторской практике – можно услышать не часто. Здесь используются не только экзотические инструменты – индонезийский перкуссионный оркестр – гамелан, но и редкие голоса.
«Мало кто из композиторов современных писал для моего голоса – контратенора. Я очень часто пою Бриттена, за этот год объездил всю Англию с его музыкой. Для меня это очень важный композитор»,
– говорит Йестин Дэвис.
Также как и для баритона Питера Колмана-Райта. С партитурой «Смерть в Венеции» познакомился 6-ть лет назад. Несколько раз пел в этой опере на родине, в ней же дебютировал в Ла Скала.
«Моя роль очень сложная, я исполняю сразу несколько персонажей, и у каждого свои оттенки. Рождественский – очень тонко интерпретирует эту музыку, угадывает все тонкости моего героя»,
– поясняет Питер Колман-Райт.
Геннадий Рождественский – знаток английской музыки ХХ века – знает об этой опере – если не все, то многое. Был знаком с Бриттеном лично, композитор неоднократно присутствовал на репетициях своих сочинений. Собственными мыслями по поводу оперы Геннадий Николаевич не делится, журналистов обходит привычным молчанием.
Впрочем, за него красноречиво говорит музыка Бриттена. Ее композитор создавал, будучи уже тяжело больным. Был уверен, что «Смерть в Венеции» станет лучшим его сочинением. Бриттен не боялся осуждения, высказывался предельно открыто – новелла Томаса Манна превратилась в автобиографичную, очень личную и откровенную историю о собственной потерянной юности, чувствах и страстях.