В воспетом великим Левитаном Плёсе прошел уже четвертый Дачный фестиваль имени Федора Шаляпина.
Малюсенький городок на берегу Волги – поэтичные края, известные каждому по картинам знаменитого живописца. Тихая провинция, глубинка – таких мест в России много: неброская красота русской природы, которую способна схватить, верно запечатлеть только кисть настоящего мастера, и полное запустение – жизнь, задавленная социально-экономическими неурядицами, едва теплится в таких уголках.
В отличие от многих других, Плёсу еще, можно сказать, повезло: туристические теплоходы обязательно причаливают сюда – дом-музей Левитана неизменно включен во все маршруты. И тогда туристическое оживление напоминает о былой славе этого богатого торгового города – приезжие с удивлением рассматривают фасады изящных купеческих особняков и величественных церквей, свидетельствующих о лучших временах, запруживают набережную и Торговую площадь…
Дать Плёсу дополнительный импульс к развитию как раз и призван учрежденный несколько лет назад музыкальный фестиваль. Он осенен именем великого Шаляпина – певец земли русской любил здешние пейзажи и даже обзавелся собственным домом, но поблаженствовать в нем не успел: революционные события и последовавший отъезд за границу навсегда разлучили Федора Ивановича не только с плесской дачей, но и с родиной как таковой.
Шаляпинских фестивалей в России уже не один, и в этом смысле Плес – совсем не оригинален, хотя мотивацию понять не трудно: более знаменитого певческого бренда, чем прославленный бас императорской сцены, в стране за сто лет, пожалуй, так и не появилось. Зато, безусловно, находкой является само название форума – «дачный», настраивающий на необременительное просвещение шедеврами популярной классики на пленере.
Местные жители (в Плесе с близлежащими селами обитает от силы две с половиной тысячи человек) и их земляки из других городов Ивановской области, гости из соседних Вологодской и Ярославской, многочисленные туристы, сплавляющиеся по Волге, имеют возможность посетить фестивальные мероприятия.
Пока масштаб форума скромен – всего пара концертов, но в перспективе организаторы (президент фестиваля, супруга главы местной администрации Инга Каримова и его худрук, бас Аскар Абдразаков) планируют расширяться.
В этом году первый из них прошел в мае и познакомил публику с творческими достижениями студентов Центра оперного пения Галины Вишневской и стипендиатов Фонда Мстислава Ростроповича – молодые вокалисты и инструменталисты выступили в Левитановском центре.
Второй подарил слушателям встречу со звездами – на Торговой площади в формате open-air пели российские и итальянские вокалисты в сопровождении симфонического оркестра Москвы «Русская филармония», за пульт которого встал маэстро Марко Боэми.
Итальянская инъекция призвана обеспечить реализацию идеи «Года Италии в Плесе», ключевым событием которого и стал Дачный фестиваль. Проект реализуется при поддержке Посольства Италии в России – на гала-концерт на Торговой прибыл сам посол господин Паскуале Терраччано, с российской стороны официальный уровень был представлен также высоким гостем – губернатором Ивановской области Станиславом Воскресенским.
Гала был заявлен как концерт итальянской оперной музыки, и действительно, увертюр, арий и дуэтов из кладовых великого жанра прозвучало немало – солистки Большого театра сопрано Анна Аглатова и меццо Светлана Шилова, прославленные басы братья Абдразаковы спели пленительные мелодии Моцарта, Россини, Верди и Бойто.
Но смысловым центром вечера стали «совсем другие песни», на которые собравшаяся публика откликалась с искренним энтузиазмом: итальянская эстрада и неаполитанские песни имели гораздо более шумный успех. Что не мудрено: на Дачный фестиваль пожаловал сам Робертино Лоретти, чудо-ребенок далеких 1960-х. И хотя он уже давно – почтенный мэтр, а его пленительный дискант остался только на пластинках и в воспоминаниях, имя, приобретенное когда-то и завоевавшее весь мир, работает до сих пор.
Пара эстрадных композиций, скорее продекламированных, нежели пропетых знаменитостью, но неизменно с зажигательной эмоциональностью, буквально воспламенили аудиторию, которая охотно подпевала именитому гостю и даже пританцовывала.
В том же ключе – исключительно с неоперными шлягерами – выступили и молодой итальянский тенор Джордано Лука и мариинский баритон Василий Герелло. Шоу-стиль последнего особенно корреспондировал с манерой Лоретти: двум баритонам разных поколений и, безусловно, различного сценического прошлого (сугубо эстрадного у Лоретти и классического – у Герелло) успешно удалось сбить некоторый оперный пафос и низвести формат гала с котурн академической серьезности.
Впрочем, остальные участники не отставали, и хотя оставались в рамках амплуа оперных исполнителей, охотно поддерживали шутливый тон вечера. Система звукоусиления (понятно, что Торговая площадь – не античный амфитеатр и естественной акустики не имеет) была более благосклонна именно к исполнителям эстрадного формата: если организаторы мыслят фестиваль именно как праздник классической музыки (а имя Шаляпина – тому залог), стоит подумать о более тонкой настройке подзвучки.
Равно как и об элементарных удобствах для всех пришедших на праздник: проект носит социальный характер, доступ на концерт открыт всем и каждому, что, безусловно, нужно только приветствовать, однако минимум внимания к публике был бы неплохим бонусом – коли уж мы ориентируемся на высокие европейские стандарты.
Александр Матусевич