В Самарском академическом театре оперы и балета традиционно в конце октября прошел фестиваль балетного искусства имени Аллы Шелест.
Прошел на самом высоком уровне – так было с самого начала, когда в октябре 1994 года на сцене театра состоялся «Вечер в честь Аллы Шелест», после которого по инициативе заслуженного работника культуры Светланы Петровны Хумарьян и воплотилась идея сделать фестиваль в честь знаменитой балерины ежегодным.
Имя Аллы Яковлевны Шелест неразрывно связано с историей куйбышевского-самарского балета. Еще в 1965 году она поставила на сцене куйбышевского театра балет «Дон Кихот». А в 1970-73-х годах возглавляла балетную труппу театра и много сделала для ее развития и совершенства. Она поставила балеты «Жизель» и «Лебединое озеро», которые долгие годы шли на самарской сцене в ее редакции.
Поэтому фестиваль балета ее имени – это и благодарная память и великолепный яркий праздник, ежегодно привлекающий к участию в спектаклях театра лучших солистов балета крупнейших театров России. В то же время, каждый фестиваль имеет свое лицо, самобытность и данный, XIX фестиваль так же.
Вот как оценивает это событие главный дирижер и художественный руководитель Самарского академического театра оперы и балета Евгений Хохлов:
«Прежде всего – фестиваль юбилейный. Первый был проведен ровно 25 лет назад. Мы постарались внести в его программу много нового. 18-го октября в театре прошла гранд-премьера балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан». Это была напряженная, огромная творческая работа всей балетной труппы, музыкантов оркестра, и, конечно постановочной группы.
Особая благодарность балетмейстеру-постановщику, заслуженной артистке России Дарье Павленко. Она очень бережно подошла к творческому наследию знаменитого предшественника – к хореографии Ростислава Захарова, создав современный отвечающий всем требованиям времени спектакль. Уникальные декорации с любовью восстановлены художником-постановщиком Андреем Войтенко. Художник по костюмам Татьяна Ногинова – их талант, профессионализм по достоинству оценили наши зрители.
Как дирижер-постановщик, работая с оркестром, я старался найти в музыке Асафьева новые краски. Это серьезная работа для оркестра, они с честью справились со всеми сложнейшими задачами. Благодарю всех музыкантов, концертмейстеров оркестра. Соло виолончели Елена Жарикова, Денис Уткин; соло на скрипке — первая скрипка оркестра Татьяна Казакова.
Весь фестиваль украсила Мария Крушевская – с этого года концертмейстер арф Большого театра. Спасибо ей за то, что нашла время и возможность для нас. В этом балете дважды исполняется романс на стихи Пушкина и впервые – татарская песня. Что касается солистов и артистов балета, то оба состава и 18-го октября и 25-го показали самый высокий уровень. Я всем безмерно благодарен и надеюсь, что этот балет займет достойное место в афише нашего театра.
Что касается всего фестиваля,то мы как всегда постарались представить интересную и насыщенную программу, в спектаклях принимают участие известные премьеры столичных театров, и наши замечательные артисты. Для зрителей будут и сюрпризы, так в антрактах «Бахчисарайского фонтана» мы предлагаем послушать солистов оперы. Мы уже опробовали это в прошлом сезоне и публика приняла нашу инициативу и оценила ее. Надеюсь, что праздник у нас получился.»
И это действительно так. Начало фестиваля, ознаменованное премьерой “Бахчисарайского фонтана” было феерически ярким, и эта феерия, это торжество хореографического искусства затем демонстрировалось в каждом спектакле фестиваля, как гостями, так и солистами балета Самарского тетра.
Итак, Б. Асафьев, «Бахчисарайский фонтан». Балет-поэма в 4 действиях с прологом и эпилогом. Либретто Николая Волкова по одноименной поэме Александра Пушкина. Хореография Ростислава Захарова (1934 год). Мировая премьера — 1934 год. Дирижёр-постановщик — главный дирижёр САТОБ Евгений Хохлов.
Балетмейстер-постановщик— заслуженная артистка России, лауреат премии «Золотая Маска» Дарья Павленко (Санкт-Петербург). Ассистент балетмейстера-постановщика — Валерий Коньков. Художник-постановщик — Андрей Войтенко (Санкт-Петербург) по эскизам Валентины Ходасевич (Большой театр, 1936). Художник по костюмам — Татьяна Ногинова (Санкт-Петербург) по эскизам Валентины Ходасевич (Большой театр, 1936). Художник по свету — Александр Наумов (Санкт-Петербург).
Впервые балет поставлен в Ленинграде в 1934 году.
Два года спустя после ленинградской премьеры балет «Бахчисарайский фонтан» был поставлен в Большом театре. В том же 1936 году появился в репертуаре Куйбышевского театра в постановке балетмейстера Александра Томского. В 1949 году постановку на сцене театра осуществила Наталья Данилова, в 1954 — Юрий Ковалёв, в 1969 — Эркки Танн, а в 1988 году — Елизавета Шипяцкая.
Данная постановка «Бахчисарайского фонтана» на Самарской сцене основана на сценографии Валентины Ходасевич к первым постановкам 1930-х годов и изначальной хореографии Ростислава Захарова, традиция которой не прерывалась в Мариинском театре 85 лет, что «Бахчисарайский фонтан» идет в этом театре.
Балет на фестивале показан два раза, 18-го и 25 октября. Дирижёр-постановщик-главный дирижер и художественный руководитель театра Евгений Хохлов. Солисты: Игорь Кочуров и Сергей Гаген – Вацлав; Ксения Овчинникова и Марина Накадзима – Мария; Михаил Зиновьев – Хан Гирей, Анастасия Тетченко и Екатерина Панченко – Зарема; Сергей Гаген и Парвиз Кумайдонов – Нурали (называю исполнителей соответственно 18-го и 25-го октября).
Оба состава настолько великолепны, каждый в своем роде, что сравнивать бесполезно, счастье видеть оба и наслаждаться.
Продолжением фестиваля стали балеты «Баядерка», далее «Шопениана» – это первое отделение , а второе отделение – Дивертисмент – Фрагменты из спектаклей «Египетские ночи» и «Шехеразада» , «Конёк-Горбунок», «Тщетная предосторожность»,«Эсмеральда», «Шурале», «Пламя Парижа», «Легенда о любви»
Кульминацией фестиваля стала вторая премьера «Бахчисарайского фонтана» 25-го октября. Как уже отметил Евгений Дмитриевич Хохлов, в антрактах балета в верхнем колонном фойе театра выступали солисты оперы. Наталья Фризе, Диля Шагеева, Антонина Кабо, Дмитрий Крыжский, Георгий Шагалов, Степан Волков. Порадовали и прекрасными голосами и замечательным исполнением арий, дуэтов и романсов русских и зарубежных композиторов (концертмейстер Н. Робак).
Великолепно звучал оркестр под управлением маэстро Евгения Хохлова. А божественно-прекрасные голоса солисток оперы Татьяны Гайворонской (18-го) и Анастасии Лапа (25-го) придавали особое волшебство всему прекрасному действу.
«Жизель» Адана продолжила фестиваль. В титульной партии выступила прима-балерина Государственного академического Большого театра России, заслуженная артистка России, лауреат Российской национальной премии «Золотая Маска» Евгения Образцова. Альберт – премьер Государственного академического Большого театра России, заслуженный артист России Руслан Скворцов. Мирта – солистка Самарского академического театра оперы и балета Анастасия Тетченко. Дирижер – Андрей Данилов.
«Лебединое озеро» П. Чайковского. В партии Одетты/Одиллии – прима-балерина Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, победитель телевизионного конкурса «Большой балет» Ксения Шевцова. Принц Зигфрид – премьер балета Государственного академического Большого театра России, лауреат международной хореографической премии Benois de la Danse, лауреат президентской премии 2018 года Денис Родькин. Ротбарт – премьер Самарского академического театра оперы и балета Кирилл Софронов. Дирижер – Евгений Хохлов.
Шелест-Гала – блестящее завершение фестиваля 31-го октября. Представлены фрагменты из спектаклей: «Лебединое озеро», «Медный всадник» (Хореография Александра Горского, постановка в редакции Ю. Бурлаки), «Макбет», «Жизель»,»Гаянэ», «Дон Кихот»(хореография Горского, постановка и новая редакция Ю. Бурлаки) «Фауст» («Вальпургиева ночь»), «Кармен-сюита», «Призрачный бал», «Лауренсия».
Участвовали: солисты Самарского балета Ксения Овчинникова, Игорь Кочуров, Марина Накадзима, Диана Гимадеева, Екатерина Панченко, Дмитрий Пономарев, Эльвира Ахмадишина, Анастасия Тетченко, Сергей Гаген, Дарья Капишникова, Любовь Трубникова, Максим Маренин. И гости – премьер балета Государственного академического Большого театра России, лауреат международной хореографической премии Benois de la Danse, лауреат президентской премии 2018 года Денис Родькин, прима-балерина Государственного академического Большого театра России Юлия Степанова, прима-балерина Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Ксения Шевцова,премьер Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Денис Дмитриев. Дирижер – Андрей Данилов.
Намеренно не даю волю эмоциям и склонности к анализу. Потому что гостем фестиваля был народный артист России, лауреат Государственной премии РФ Александр Сергеевич Сибирцев. Именно когда он был директором Самарского театра оперы и балета, по его вместе со С. П. Хумарьян инициативе родился этот фестиваль. Поэтому его взгляд особенно интересен и важен как профессионалам, так и поклонникам жанра.
Итак, Александр Сибирцев:
«На мой взгляд, по организации и эстетике это был лучший фестиваль. Высочайший уровень исполнителей – и приглашенные звезды и наши солисты показали себя с самой лучшей стороны. Они были на уровне мастеров. Безусловно, велик вклад в этот высокий художественный результат балетмейстера – театру повезло, что руководителем балета является столь крупный мастер, как Юрий Петрович Бурлака. Исключительно художественно мыслящий, исключительно настойчивый и результативный в своих творческих устремлениях.
Прекрасно поставленный, оформленный «Бахчисарайский фонтан».То, что постановочная группа из Санкт-Петербурга, оказало особое влияние на работу всей труппы, всех артистов театра . Великолепен оркестр под руководством главного дирижера театра Евгения Хохлова, которого я, пользуясь предоставленной возможностью сердечно поздравляю с вступлением в должность художественного руководителя театра. На мой взгляд, это оптимальное решение. Поздравляю нового генерального директора Сергея Васильевича Филиппова и желаю успешной плодотворной работы на благо театра. Но вернусь к фестивалю.
«Жизель» просто поразила меня высочайшим уровнем, необычайно выразительны солисты. Несмотря на молодость это уже зрелые мастера. Прекрасна наша Мирта Анастасии Тетченко. Изумительно тонко и точно дирижировал Андрей Данилов.
«Лебединое озеро» представилось мне весьма интересной работой. Эта редакция вряд ли есть еще у кого-то. Она сохранила эстетику эпохи самого Чайковского, включая темпы, которые были свойственны именно тому времени и мне было интересно наблюдать и за происходящим на сцене и слушать звучание оркестра, перед котором стояла столь нелегкая задача. Мастерство музыкантов, дирижера Евгения Хохлова и всех исполнителей балета просто совершенны.
Сегодня балет Самары абсолютно соответствует уровню Академического театра, что еще раз было продемонстрировано на Гала-концерте. Великолепно , содержательно выстроена вся программа, настолько эстетически выдержана, что концерт прошел на одном непрерывном дыхании. Вновь отмечу высокий уровень оркестра под управлением Андрея Данилова. Безупречное звучание, безупречное управление.
От души, искренне и с удовольствием поздравляю весь творческий коллектив театра, художественное руководство с таким блистательным событием. Праздник состоялся!»
К словам выдающегося Мастера добавить нечего. Только благодарность и Браво! Всем!
Ирина Каракозова, “Миры Орфея”