«Евгений Онегин» в постановке Вилли Деккера идет на сцене Оперы Бастилии.
Главной сенсацией нынешнего спектакля, вызывающего исключительный интерес публики, стало участие Анны Нетребко.
С немецким режиссером нашу диву связывают давние творческие узы. Его феерическая «Травиата», показанная в 2005 году на фестивале в Зальцбурге, с именитой певицей в заглавной роли способствовала росту популярности как российской сопрано, так и самого мэтра.
Деккер — приверженец традиционного подхода к классике, а не ее современных прочтений. Изучавший философию, исповедующий дзен-буддизм, Вилли — сторонник минимализма и даже аскетизма. Режиссер, поклонник русской культуры, подчеркивает верность замыслу Чайковского и видит в своей постановке окно во внутренний мир пушкинских героев.
По словам режиссера, для него прежде всего важны не поступки персонажей, а их чувства — печаль, меланхолия и утрата, которыми окрашено все действие: «А счастье было так возможно, так близко…»
Такое окно в форме неправильной арки, за которой начинается пустота, играет центральную роль и в сценографии спектакля.
Оформление у Деккера, как и всегда, строгое и аскетичное. Никаких медведей, балалаек и прочего русского колорита, которым нередко грешат работы западных специалистов.
Режиссер, ставивший также «Бориса Годунова» и «Пиковую даму», следует духу и букве «Евгения Онегина» и объяснениям Чайковского в письмах своим братьям Модесту и Анатолию, госпоже фон Мекк и композитору Сергею Танееву.
Пожалуй, единственный эпизод, где Деккеру изменил вкус, сцена дуэли. Онегин является на поединок будто бы навеселе, приносит бутылку вина и настойчиво зазывает вчерашнего друга выпить с ним в знак примирения. Ленский, кажется, не прочь, но им мешает секундант Зарецкий, «в дуэлях классик и педант».
Что касается Нетребко, в Бастилии Анна вновь подтвердила реноме главной оперной суперзвезды и самой харизматической из див. Замечательно исполнили также свои партии бас Александр Цымбалюк — князь Гремин и меццо-сопрано Елена Заремба — Ларина, мама Татьяны и Ольги.
Остальные персонажи, пожалуй, остаются в тени Нетребко: красивый и необычайно высокий швед Петер Маттеи — Онегин, чех Павел Чернох — Ленский, уроженка Армении Вардуи Абрамян — Ольга. Русское ухо режет сильный акцент шведа и чеха.
Долгое время Нетребко считала, что Татьяна — «не ее героиня», и впервые появилась в «Онегине» лишь в 2013 году в постановке Деборы Уорнер на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера».
После парижской постановки Анна отправится в Петербург в Мариинский театр на премьеру «Адрианы Лекуврер» Франческо Чилеа — 18 и 21 июня 2017 года. Она выступит вместе с супругом Юсифом Эйвазовым. За дирижерским пультом — Валерий Гергиев.
Юрий Коваленко, “Культура”