В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко прошёл сольный концерт солистки оперной труппы, сопрано Натальи Петрожицкой. Программа объединила в себе вокальные сочинения трёх юбиляров этого года — Рихарда Вагнера, Иоганнеса Брамса и Эдварда Грига.
Исполнение камерной музыки в последнее время стало определённым камнем преткновения для многих вокалистов — большинство её поют по-оперному, в полную мощь, забывая подчас о динамических оттенках. Ведь камерная музыка — материя невероятно хрупкая, ее нужно чувствовать и понимать ее законы.
Наталья Петрожицкая, прима МАМТа, выдающаяся певица нашего времени, существует в ней как рыба в воде. И это подарок судьбы — такого отношения к романсам, столь подлинного проникновения в них давно не приходилось слышать.
Вечер получился концептуальным, ведь звучала музыка исключительно композиторов-романтиков. Пели о любви, и о разной любви: нежной, трогательной, безответной, обречённой, трагичной и нездешней. Словом, целая энциклопедия оттенков любовных чувств.
Стоит сказать, что Петрожицкая находится в отличной вокальной форме. Ей подвластны все краски — от утонченных до драматических, голос звучит свежо и выразительно.
Утонченность просто необходима в цикле «Пять стихотворений Матильды Везендонк для голоса и фортепиано» Рихарда Вагнера, которым открылся концерт.
Его обычно поют как меццо-сопрано, так и сопрано. Артистки, специализирующиеся на вагнеровском репертуаре, подчас слишком утяжеляют эту музыку за счёт больших и объемных голосов, им не хватает деликатности и бережности.
Петрожицкой сам Бог велел исполнять сочинение — в её сопрано достаточно лирики, чтобы наделить произведение хрупкостью.
Она исполнила этот цикл, который Вагнер посвятил своей музе, на тончайшем пиано и меццо-пиано, впечатляя тонкой филировкой и абсолютной воздушностью. Сила как самой музыки, так и интерпретации, оказали целительный эффект — произошло очищение душ, нагруженных тяготами проблем земного мира.
Вторая часть первого отделения была посвящена другому певцу немецкой земли — Иоганнесу Брамсу. Прозвучали его избранные песни — «Радость жизни», «Как сирень, расцветает любовь моя», «В зелёных ивах дом стоит», «Как же я уйду?», «Колыбельная», «Девушка», «Уныние» и «Верное сердце».
Эти сочинения выступили своего рода антиподом вагнеровскому циклу. Брамс — более земной, чем его соотечественник, в своих произведениях он сохраняет и развивает традиции Lied Шуберта. Произведения в концерте представили его личность достаточно многообразно — можно было и повосхищаться тем, как прекрасен свет (1 песня), и пострадать вместе с романтическим героем (4, 7,8) и проникнуться народным духом (3, 6). Всю эту палитру эмоций и жизни человека Петрожицкая передала ярко и живо, насыщая произведения собственной эмоциональностью и небанальным внутренним подтекстом.
Второе отделение было целиком посвящено норвежскому гению — Эдварду Григу. И хотя его творения исполнялись на русском языке, а не на оригинальном, все равно впечатлений предостаточно.
Цикл «Девушка с гор» по поэме Арне Гарборга у нас не звучит, а зря, ведь это настоящий шедевр позднего периода творчества Грига (он был написан в 1895-98 годах)
Автор в нём показывает себя настоящим драматургом — отбирая лишь отдельные части сочинения Гарборга, он создаёт трогательную и проникновенную историю короткой и трагически окончившейся любви крестьянской девушки. Сюжетно цикл заставляет вспомнить «Прекрасную мельничиху» Шуберта (главная героиня также как и мельник, терпит крах в любви, а в финале поверяет свои чувства ручью). Музыкальное повествование идёт через достаточно скупой аккомпанемент фортепиано и выразительную вокальную партию. Григ в этом сочинении предстает настоящим психологом женской души, который может передать ее тончайшие состояния.
Наталья Петрожицкая помогала композитору, она показала всю многогранность женской личности— и девичью грациозность, смешливость, наивность («Среди черники», халлинг-скерцо «Пляска козлят» ), и волну любовных эмоций ( «Свидание», «Любовь»), трагическую обречённость («Злой день»), отречение от всего земного «(У горного потока»).
Образ героини вырисовывался через мастерство интонации, которым певица владеет на высшем уровне. Она проживает каждую ноту, каждую фразу, паузу — это дорогого стоит. И даже в камерной музыке Петрожицкая остаётся подлинной актрисой.
В завершении был исполнен тоже достаточно редкий для нас цикл из шести романсов Грига, написанный им в более молодом возрасте, чем предыдущее сочинение. Оттого и ощущается некоторая неоднородность материала. Однозначные фавориты — «Тайная любовь», «В дивных розах», «У гроба молодой женщины». В этих сочинениях композитор развивает традиционную для романтизма тему человеческой безысходности — здесь она возведена в куб. Произведения очень пессимистичны по своему общему смыслу, и требуют колоссальной отдачи от исполнителя — вот и исполнительница после того, как прозвучал второй романс, не смогла скрыть слезы…
Её голос передавал все трагические оттенки музыки — от мертвенной холодности до трепетной чувственности. И здесь снова хочется воскликнуть «браво» — настолько артистка эмоционально была вовлечена в произведения, столько личного и внутреннего она вложила в исполнение.
Соратником певицы в течение всего вечера выступал пианист Павел Коновалов. У него с Натальей — отличный дуэт, они великолепно чувствуют друг друга. Также как и коллега, Коновалов настроил свой инструмент на особый лад, и поразил тонкостью звучания. Он не только аккомпанировал, но играл и сольно — прозвучали «Листок из альбома» в альбом княгини Меттерних Вагнера, си-бемоль минорное интермеццо Брамса op. 117, ноктюрн и «Марш троллей» Грига.
В моменты, когда рояль солировал, хотелось поднять крышку инструмента до конца, чтобы звук стал более объемным и выпуклым. Хотя тот же заигранный-переигранный «Марш троллей», благодаря новой обертке, утратил свою бравурность и доносился как будто из параллельной вселенной.
Филипп Геллер