Рассказ об исполнении в Большом театре оперы Беллини “Сомнамбула” 26 октября 2014 года.
Атмосфера, создаваемая спектаклем “Сомнамбула” в БТ, такова, что хочется в ней оставаться как можно дольше, а лучше вообще не возвращаться в наш беспощадный мир. Я поймал себя на этой мысли, когда 26 октября в очередной раз наслаждался видом простой швейцарской деревеньки с родными сердцу русскими березками. Там живут очень милые люди, у которых есть свои проблемы, но по сравнению с нашими эти проблемы кажутся слишком простыми, а, методы их решения выглядят сказочно добрыми. Честное слово, душой отдыхаешь, особенно, когда поют хорошо.
Впрочем, что такое хорошо петь, каждый, как выясняется, понимает по-своему , в том числе и когда на сцене Лора Клейкомб. Честно говоря, у меня всегда только одно желание: внимать и не пропустить ничего. Ибо иногда это вообще неуловимо: она то радостно, то недоуменно, то растерянно, то отчаянно, то рассеянно перебирает колоратуры, полное впечатление, что музыка рождается на наших глазах. И происходит это совершенно естественно и спонтанно.
Наверное, есть там какие-то недостатки, вот иногда сначала сипотца небольшая или внизу там что-то не до конца прозвученное проскользнет, но почему-то в контексте образа чудесной девушки Амины это кажется совершенно не важным. Все детали вокала типа хрустального пиано на этом жалобном и просто рвущим сердце “l’anello mio” отходят на втором план. Потому что образ очень цельный и светлый. Кстати, обычно глаз оторвать от Амины не могут даже те, кто в начале спектакля критически высказывался. Ну, есть, конечно и те, кому не нравится, но я к ним явно не отношусь! Не знаю, как она это делает, но получается что-то неуловимо волшебное… или волшебно-неуловимое…
Очень яркий и запоминающийся образ ревнивой разлучницы Лизы всегда создает Анна Аглатова. Какой темперамент, какие выразительные взгляды и жесты! Драматическая актриса не всегда так сыграет! Энергичная и упрямая, лукавая и кокетливая, решительная и настойчивая, любящая и обиженная Лиза в ярко-малиновом платье – замечательная работа певицы. Иногда сначала первые фразы получаются с немного резкими верхними нотами, но свою арию Аглатова практически всегда поет просто блестяще, обычно после этого следует настоящая овация – так было и в этот вечер. Браво!
С первого спектакля не перестаю восхищаться басом Николая Диденко. Точнее, самим Николаем Диденко и его голосом. Изумительно красивый тембр с мягкими бархатными низами, замечательно сделанный образ доброго благородного графа, который так близко к сердцу принял историю бедной “крестьяночки”. “Vi ravviso” каждый раз слушаю, открыв рот, да и остальное тоже. Не знаю, в чем секрет этого вокала, про технику даже рассуждать не хочется, по-моему, это чудо какое-то. А эти немного вальяжные, но такие элегантные манеры, жесты, мимика, такие живые реакции – смотреть на графа можно, не отрываясь. А Вы бы видели, как он терпеливо объясняет крестьянам про сомнамбулизм или уговаривает растерянного Эльвино помириться с Аминой! А как он на этот раз показал влюбленному в Лизу Алессио, чтобы тот не терялся, а действовал более решительно! Эх! Бывают же деревни, где так повезло с графом! И бывают же постановки, где так повезло с белькантовым басом! Браво!
Да, но не всё коту масленица. Вот с тенором нам все-таки не повезло, на мой взгляд. Понятно, что замена великолепного Колина Ли была вынужденной и готовилась, видимо, в достаточно сжатые сроки. И не так уж плох, наверное, итальянец Филиппо Адами. Средний регистр очень приличный, да и голос сам по себе, безусловно, звонкий. И играл он хорошо, старался, все мизансцены выучил, все детали отыграл, с партнерами достаточно живо на сцене общался, но… лучше бы он пел получше, честное слово…
Конечно, тут дело в сравнении. Колин Ли незабываем – кто видел, хоть раз, это подтвердит. А уж кто, как я, слышал его шесть раз, тому, боюсь, вчера было тяжело.
Прежде всего, Эльвино вчера был похож на мелкого и очень неудачливого коммивояжера…Или на французского коллаборациониста в бегах… У меня, во всяком случае, возникли именно такие ассоциации.
Понятно, что партия очень сложная технически, но все равно крайне агрессивная манера брать сверхвысокие ноты раздражала и для музыки Беллини казалась чуждой. И, конечно, на фоне непревзойденного идеала сразу бросалось в глаза (а точнее, в уши) некорректное снятие звука на концах фраз. Кстати, судя по записям на YouTube, другие партии певец исполняет заметно лучше. Так что, наверное, времени на тщательную отделку именно здесь просто не хватило. Тогда это дело еще поправимое. А вот с тембром уже ничего не сделаешь. Тембр все-таки на любителя. И я к ним явно не отношусь, ибо, на мой взгляд, в голосе наличествует горловой призвук, особенно в верхнем регистре, да еще “рыдающий элемент”, который лично я просто не выношу. Впрочем, это уже крайне субъективный взгляд. Может, не так уж и плохо все было. Спел же он этого Эльвино!
Вы бы видели, какие у него были глаза, когда на поклонах всем букеты дали, а ему нет! Честное слово, я в первый момент подумал, что он цветы у соседа отберет! Вот был бы номер, а? Но пришлось ему смириться с судьбой, которая заслала его в дикую страну, где люди уже привыкли слушать Колина Ли. Ведь к хорошему быстро привыкаешь, не правда ли?
Но как ни привыкай к хорошему, когда оно еще лучше становится, это нельзя не отметить… Это я про Николая Казанского – исполнителя партии крестьянина Алессио, безнадежно влюбленного в строптивую Лизу. Боже, как же он вчера пел! А на каком уровне он каждый раз играет!!! Уж не знаю, чего этой Лизе надо! Женщин вообще не поймешь!
Голос Казанского обладает не только приятным тембром но и завидной звучностью, мне кажется, его слышно всегда и при любых условиях. Помнится, у меня сначала сомнения были, как он в белькантовую музыку впишется. Очень даже хорошо вписался, хватило и техники, и музыкальности, и чувства стиля. Но какой актер! Кажется, один и тот же рисунок роли, а каждый раз с разными деталями. Например, кажется, я еще не видел, чтобы Алессио в конце повязывал злополучный Лизин малиновый платок себе на шляпу вместо ленты – предлагаю закрепить это в постановке. Хотя такое впечатление, что в следующий раз он придумает что-нибудь еще более интересное. И пора, наконец, Лизе перестать упрямиться и сдаться под таким напором!
Прекрасное, очень какое-то доброе впечатление оставляет образ Терезы в замечательном исполнении Светланы Шиловой. У нее очень красивый, мягкий голос с такими обертонами, что все время хочется небольшую партию мельничихи увеличить, подарив ей парочку разнохарактерных арий. И внешне Шилова в этой роли выглядит так приятно, уютно и успокаивающе, что хочется продолжить историю этой деревни на перспективу… Ну, например, если Лиза уступит Алессио, и они потом поженятся, то Граф мог бы обратить внимание на такую хорошую женщину, как мельничиха Тереза, к тому же, она, кажется, вдова…
И нотариус такой симпатичный (вчера пел Вадим Тихонов его), добрый, не формалист! Хор тоже очень хорош, у каждого свое лицо, свой характер! Дирижер Джулиан Рейнольдс уверенно и спокойно ведет оркестр, очень внимателен к певцам и к зрителям, которые хотят поаплодировать…
Короче, не хочется совершенно вылезать из этой образцовой швейцарской деревни и возвращаться к повседневным проблемам и неприятностям! А за очередной чудесный вечер всем большое-большое спасибо!
Александр Шварценштейн