240 лет без права на ошибку.
Московская государственная академия хореографии празднует юбилей.
Дата более чем серьезная – вот уже третий век одна из старейших и авторитетнейших хореографических школ выпускает танцовщиков, которые становятся гордостью знаменитых театров мира. Но аплодисментам и успеху предшествуют годы упорного труда.
Примы Большого накануне дня рождения альма-матер здесь, на открытии мемориальной доски Софье Головкиной. Многие от первого директора, тогда еще хореографического училища на второй Фрунзенской, получили пропуск на балетные сцены.
«Олицетворяла в себе такую большую мамку, настолько была ответственна за нас»,
– говорит прима-балерина Большого театра Анна Антоничева. Сама академия для них больше, чем просто школа.
«Это наш дом родной. Мы провели здесь 8 лет, с самого раннего детства, здесь и воспитывались, и учились»,
– говорит прима-балерина Большого театра Мария Аллаш. Уроки русского языка, физики, математики. Черный низ, белый верх – как в обычной школе. Только на форме эмблема – танцующая тройка – по балетному па-де-труа. В расписании среди главных предметов – классика, народно-сценический и современный танец. Первый класс с десяти лет. В коридорах тянутся, разогреваются. И что совсем непривычно – книксен.
Ректор академии Марина Леонова, кажется, все знает об уникальной методике московской академии, которую сама закончила в 67-м.
“Изменилась эстетика. Посмотрите на девочек, какие у них ноги, фигуры. Эстетика стала совсем другая, балерины стали более худыми, более стройными, более высокими. Я могу сказать, что балерины предыдущего поколения танцевали очень хорошо, потому что методика остается неизменной, существует уже много лет»,
– говорит Марина Леонова. Классика здесь на первом месте. У Ольги Войноровской только мальчики – 13 лет не самый простой возраст, но ее этим не испугать.
«Сложно когда они пришли в первый класс, надо чтобы они полюбили балет, бежали на класс с горящими глазами, чтобы поняли, что это дисциплина, и они становятся твоими»,
– говорит Ольга Войнаровская. Мальчиков учат силе и пластике, девочек – легкости и грации. Держать красивую форму – каторжный труд. Каждый день – станок, никаких скидок на усталость.
«В конце урока, чувствуешь, что ты потихоньку умираешь, что дух выходит, но нужно собраться»,
– признается студент 3-го курса Московской государственной академии хореографии Илья Колотов. Третий курс – самый трудный. Впереди экзамены и распределение в театры. Илья Кузнецов знает – расслабляться нельзя, но в глубине души понимает чувства своих учеников.
«Требования возрастают. Привносится много танца в учебные задания, я настаиваю на чистейшем исполнении, и порой возникают конфликты – потому что требования, требования…»,
– поясняет преподаватель. Чтобы поднять партнершу как перышко, нужны не только бицепсы – баланс, координация. На дуэтном танце Георгий Гусев учит не только поддержкам, но и падениям. Каждый раз повторяя золотое правило: «Никогда партнерша в ваших руках не должна упасть».
Пятый класс – Рубикон. Многие не выдерживают – уходят. Вес, рост, ограничения в еде – все важно. Ведь к первому курсу ученики – почти на равных с кордебалетом. Эти уроки не прогуливают, троек не получают. Приходится не сладко, не только двигаться – дышать надо по-другому. Марина Кондратьева, педагог Большого, помнит эти уроки выживания.
«После всех уроков мы переходили дорожку и входили в Большой театр, где начинались спектакли. А мы были с первых классов во всех спектаклях заняты»,
– вспоминает Марина Кондратьева. В Большом всех учеников знали по именам. Ведь они с десяти лет выходили на сцену с профессиональными артистами.
«Когда я заканчивал хореографическое училище, для меня никаких проблем не было, чтобы влиться в труппу Большого театра. Я без репетиции мог вставать, знал все па, которые были у кордебалета»,
– говорит народный артист СССР Владимир Васильев. Выпускников академии знает весь балетный мир. Московская хореографическая школа, которой 240 лет – давно бренд. Желающих учиться здесь становится все больше. Не хватает мест в классах и в интернате.
Через три года академия получит новый корпус, с современной инфраструктурой. А значит – Принцев и Сильфид станет больше.