Весенний тур Лондонского симфонического оркестра во главе с Дэниелом Хардингом продолжался в последнюю неделю мая по городам Восточной Европы. После Будапешта и Варшавы музыкантов с берегов Туманного Альбиона принимала прибалтийская публика. Сначала коллектив выступил в Вильнюсе на сцене Литовского театра оперы и балета.
Дэниел Хардинг уже долгое время является главным приглашенным дирижером Лондонского симфонического оркестра. Он регулярно проводит концертные программы с британским коллективом. В фокусе внимания дирижера как романтическая классика, так и музыка современных композиторов.
В середине 1990-х гг. Дэниел Хардинг ассистировал Клаудио Аббадо в Берлинском филармоническом оркестре. Молодой дирижер унаследовал от великого музыканта множество неотъемлемых принципов работы с оркестром. Сегодня имя Дэниела Хардинга украшают лучшие концертные сцены мира. Выступления с разными музыкальными коллективами, в том числе и с Малеровским камерным оркестром, привлекают множество почитателей таланта дирижера.
В программе весенних гастролей с Лондонским симфоническим оркестром Дэниел Хардинг обратился к произведениям Ф. Шуберта, Г. Малера и И. Брамса.
Скрипичный концерт немецкого композитора блистательно исполнил в Вильнюсе греческий виртуоз Леонидас Кавакос, признанный мастер современной исполнительской школы. Его игру отличают: одухотворенность, свобода мысли и творческая фантазия. В Концерте для скрипки с оркестром И. Брамса Леонидас Кавакос чувствует себя как рыба в воде. Он переиграл и несколько раз записал это сочинение с разными оркестрами мира, всегда находя новые краски и интонации.
Любой из дирижеров внимательно следует безупречной трактовке Леонидаса Кавакоса, советуется с ним в отношениях темповой динамики и драматургии произведения. Дэниел Хардинг открыл публике камерного Брамса. Английский маэстро при минимуме жестов сотворил музыкальное чудо с аккомпанементом. Каждая фраза в оркестре наполнялась естественным дыханием и благородством, сплетаясь с чарующей кантиленой волшебной скрипки Леонидаса Кавакоса.
На бис скрипач порадовал слушателей любимой пьесой испанского гитариста и композитора Франсиско Тарреги «Воспоминание об Альгамбре» (транскрипция для скрипки соло Руджеро Риччи).
Из Вильнюса Лондонский симфонический оркестр следовал в Ригу.
Выступление коллектива проходило на сцене Латвийской национальной оперы в рамках проекта «Рига – культурная столица Европы 2014». Дэниел Хардинг представил на суд публики две романтические симфонии – шедевры австро-немецкой музыкальной культуры XIX столетия. Восьмую «Неоконченную» симфонию Франца Шуберта Лондонский симфонический оркестр исполнил очень выразительно.
Две части произведения прозвучали на едином дыхании, оставив при этом ощущение удивительной цельности и органичности. Хардинг по своей природе дирижер-романтик, для которого характерны частые смены и контрасты настроений.
Он очень импульсивен за дирижерским пультом, когда обращается к Малеру. Не стал исключением и случай с Первой симфонией, которая прозвучала в обеих прибалтийских столицах. Молодой Малер в этой симфонии искал ответ на вопрос о смысле жизни. Музыка очень ярко отражает переживания и эмоции композитора. Лондонский симфонический оркестр по праву демонстрировал высокий исполнительский уровень, в очередной раз доказывая неисчерпаемый потенциал своих звуковых возможностей. Интерпретация Хардинга и Лондонского симфонического оркестра воспринималась как пантеистический гимн природе и человеку.
В финале симфонии торжество достигло своего апогея, когда группа валторн встала со своих мест, и раздались величественные звуки фанфар – апофеоз жизни, молодости и счастья.
Виктор Александров, Вильнюс (Литва) – Рига (Латвия), ClassicalMusicNews.Ru