Театр «Санктъ-Петербург Опера» первый в мире (и пока единственный) представил некогда утерянную оперу великого французского композитора Жоржа Бизе «Иван IV» с восстановленными частями партитуры.
Творческая команда театра проделала колоссальную работу по поиску и реставрации нотного материала оперы, что дало возможность представить публике уникальный музыкальный шедевр.
Бизе написал «Ивана IV» между 1862 и 1864 годами на либретто Франсуа-Ипполита Леруа и Анри Трианона. В 1933 году партитуру оперы Бизе «Иван IV», хоть и неполную, обнаружил хранитель библиотеки Парижской консерватории Гийом де Ван. Она была найдена в бумагах второго мужа вдовы Жоржа Бизе Эмиля Штрауса.
В 1943 году в Париже в концертном исполнении прозвучало несколько номеров из оперы «Иван IV», а первую постановку оперы со множеством купюр в 1951 году осуществил Большой театр Бордо (Франция). Затем эта труппа в том же году дала два представления в парижской «Опера-Комик».
Следующие постановки представили в 1952 году в Берне и Кёльне. В 1975 году «Иван IV» в концертном исполнении прозвучал на фестивале в Монпелье. После этого о нём забыли. И вот почти 50 лет спустя за «Ивана IV» взялся создатель и художественный руководитель Театра «Санктъ-Петербург Опера» Народный артист Российской Федерации Юрий Александров.
В основе сюжета лежит реальное историческое событие – женитьба царя Ивана Грозного (Алексей Пашиев, баритон) на княжне Марии (Олеся Гордеева, сопрано), дочери черкесского князя Темрюка (Александр Коряков, бас), но большинство сюжетных линий в произведении являются художественным вымыслом.
Режиссёр-постановщик спектакля Юрий Александров жанр этой оперы определил как «Романтическая фантазия в двух действиях». Действия два, а актов – пять, продолжительность спектакля 3 часа с антрактом. То есть, это полномасштабное оперное произведение, названное постановщиками «Иван Грозный», что более привычно для российского зрителя.
На большинстве известных портретах мы привыкли видеть Ивана Грозного как старика с горбатым носом, желчного, недоброго, мстительного. А в спектакле Иван Васильевич – молодой, красивый, тонкий и влюбленный юноша. Кстати, Иван Грозный был высокообразованным человеком, знал 6 иностранных языков, писал стихи, собрал богатейшую библиотеку.
Это спектакль о любви, верности, коварстве, предательстве и снова о любви. Молодой царь увидел в горах Кавказа красивую юную девушку, дочь черкесского князя Темрюка Марию и решил на ней жениться и увезти её в Москву. Сначала Мария согласилась стать женой русского царя, чтобы спасти свой народ, который в случае её отказа русское войско грозилось уничтожить. Однако со временем она полюбила юного и прекрасного самодержца и оставалась верной ему во всех непростых жизненных ситуациях.
Боярин Юрлов (Евгений Баев, баритон), приближённый к царю, предал его, озлобленный тем, что царь выбрал себе в жёны не его дочь, и замыслил убить и Ивана, и Марию, но его план, в который он вовлёк и родного брата Марии Игоря (Ярослав Низамутдинов, тенор), сорвался. Этот заговор 1564 года против царя и молодой в царицы положил начало опричнине. Однако «политики» в постановке минимум, ровно столько, сколько требуется для развития сюжета.
Красочная, масштабная партитура требует, конечно, простора большой сцены. Но уж, как говорится, чем богаты, тем и рады. Во всяком случае, горы и водопады Кавказа и стены, башни и палаты московского кремля поместились и на сцену «СПб Оперы» (художник-постановщик Вячеслав Окунев). Объема и более широкого размаха действию добавляли видеопроекции Георгия Савельева.
Окунев создал роскошные декорации, выглядящие как настоящие интерьеры кремля, и такие же роскошные костюмы, почти абсолютные копии исторических, словно взятые на прокат из музеев. Такое великолепное художественное оформление не только радовало глаз и восхищало мастерством его создателей, но и придавало исторической достоверности происходящему.
Музыка оперы невероятно театральна. Она, в зависимости от того, что происходит на сцене, то вздымается огромной волной, то проваливается почти под землю, то становится прозрачной, то лучистой, то мерцает, как звёздное небо. Изобилующая крещендо и диминуэндо, музыка передает разнообразие эмоциональных состояний героев оперы. Оркестр соблюдал меру в звуке, что всегда важно, а для такого маленького зала, как зал «СПб Оперы», важно вдвойне (дирижёр Душан Вилич).
В спектакле есть не только арии, дуэты и речитативы, но и песни, например, задорная, яркая казацкая песня и песня Грозного на пирушке. И без танцев, конечно, французская опера обойтись не могла, композитор включил в своё произведение даже русский танец (балетмейстер – Васил Панайотов).
Очаровал хор горских девушек в первом действии (хормейстер Игорь Потоцкий), хор пленниц («Оплачем наши леса и поля, оплачем небеса, опрокинувшиеся на нашу дивную страну») тоже был замечателен.
Солисты хорошо справились со своими сложными партиями и создали убедительные образы, что далеко не всегда случается в оперных спектаклях.
В одной из сцен спектакля сестра Ивана Грозного Ольга (Кристина Метелица, меццо-сопрано) говорит ему: «Ты повелеваешь на Земле, а Бог – везде». Хорошо бы об этом помнили все правители всех времён.
Людмила Лаврова