Премьера новой редакции балета «Корсар» состоится в НОВАТе 18, 19 и 20 апреля 2024. Петербургский танцовщик и балетмейстер Александр Омар представляет свою редакцию балета, созданную с глубоким уважением к мастерству хореографов прошлого ‒ Жюля Перро, Мариуса Петипа, Петра Гусева, в разные времена приложившим руку к хореографии «Корсара».
Александр Омар:
«Я много работал с Никитой Долгушиным, и, несомненно, в моих работах прослеживается влияние этого выдающегося мастера. В нашей постановке мы стремились сохранить все, что принесло “Корсару” славу одного из бриллиантов мировой классики, но при этом добавить действию динамики и зрелищности в их современном понимании.
Именно с этой целью мы несколько переработали танцевальный текст, а потрясающее сценическое оформление Валерия Левенталя художники Вячеслав Окунев и Вадим Дуленко деликатно дополнили видеопроекцией и спецэффектами».
«Корсар» ‒ особенное название для Новосибирского театра оперы и балета. В июле 1946 года этот балет открыл первую страницу балетной истории театра и с тех пор еще не раз возвращался на нашу сцену в разных хореографических редакциях.
Яркий след в истории новосибирского театра оставил и художник с мировой известностью, народный художник СССР, лауреат Государственной премии РФ, профессор Валерий Левенталь. Именно его сценографию в балете «Корсар» на сцене НОВАТа возрождает народный художник России Вячеслав Окунев. В 60-е годы XX века, когда художник только начинал свой творческий путь, он создавал на сибирской сцене сценографию балетов «Золушка» (1964, хореография О. Виноградова), «Ледяная дева» (1964, хореография П. Гусева); «Ромео и Джульетта» (1965, хореография О. Виноградова), позже он выступил художником-постановщиком спектаклей «Макбет» (1981, постановка В. Васильева), «Поцелуй феи» (2003, авторский проект А. Сигаловой).
«Корсар» ‒ один из старейших балетов классического наследия, переживший со дня премьеры в Парижской опере в 1856 году множество редакций. Менялся хореографический текст, музыка Адольфа Адама дополнялась сочинениями других композиторов, но неизменными оставались авантюрный дух и романтическая атмосфера этого балета.
Сюжет «Корсара» ‒ это вольный пересказ балетным языком одноименной поэмы Байрона, в котором от литературного источника сохранились только имена главных героев ‒ Конрада, Медоры и Гюльнары. Самый авантюрный из классических балетов сочетает в себе утонченную красоту академического танца и дух приключений, проникновенные лирические сцены и азартные погони, романтику морской стихии и пряный ориентальный колорит.
Исполнявший главную партию в первой российской постановке балета великий Мариус Петипа тоже поставил своего «Корсара», в котором подарил миру прекрасную хореографическую картину «Оживленный сад» на музыку Лео Делиба.
Составы исполнителей в премьерных спектаклях:
18 апреля: Конрад ‒ премьер Михайловского театра, заслуженный артист России Виктор Лебедев, Медора ‒ заслуженная артистка России Ольга Гришенкова, Гюльнара ‒ Анна Гермизеева, Али ‒ Никита Ксенофонтов, Ланкедем ‒ Арутюн Аракелян, Бирбанто ‒ заслуженный артист России Михаил Лифенцев.
19 апреля: Конрад ‒ Роман Полковников, Медора ‒ заслуженная артистка России Ольга Гришенкова, Гюльнара ‒ Елизавета Аношина, Али ‒ Евгений Басалюк, Ланкедем ‒ Никита Ксенофонтов, Бирбанто ‒ заслуженный артист России Михаил Лифенцев.
20 апреля в 13:00: Конрад ‒ Артем Пугачев, Медора ‒ Мария Машкина, Гюльнара ‒ Анна Гермизеева, Али ‒ Евгений Зыбин, Ланкедем ‒ Кохей Фукуда, Бирбанто ‒ Илья Головченко.
20 апреля в 18:00: Конрад ‒ заслуженный артист России Михаил Лифенцев, Медора ‒ Ксения Захарова, Гюльнара ‒ Елизавета Аношина, Али ‒ Никита Ксенофонтов, Ланкедем ‒ Арутюн Аракелян, Бирбанто ‒ Николай Мальцев.
Пресс-служба НОВАТа