О появлении новой “Травиаты” в Михайловском театре мечтали долго, почти с того момента, когда совершенно неожиданно в 2007 году генеральным директором театра стал Владимир Кехман.
И в планах то и дело замелькали самые разные имена известных в мировом масштабе дирижеров и режиссеров, но всякий раз по всевозможным причинам премьера в афише не появлялась. И вот, наконец, вопрос решен радикально и эффектно.
В этой постановке многое, если не все, происходит впервые на оперной сцене. И только благодаря одному человеку — ныне уже не гендиректору, а худруку Михайловского театра Владимиру Кехману, который с возрожденческим размахом и революционным натиском монополизировал рекордное разнообразие творческих амплуа: он и режиссер-постановщик, и автор сценической версии либретто и даже музыкальной редакции.
И все эти занятия для него были дебютом. Работать с партитурой ему помогал дирижер-постановщик Александр Соловьев, с режиссурой — опытный профессионал Юлия Прохорова, а сценографию и костюмы создал признанный театральный художник Вячеслав Окунев.
В буклете утверждается, что действие спектакля перенесено в первую половину ХХ века — “в эпоху великих потрясений и великого искусства”. Без подсказки это не читается. Хотя “картинка” монохромная и мрачная, но стильная, и, пожалуй, это единственное, что в постановке камертоном использует именно произведение Верди.
В то время, когда многие страницы партитуры оказываются просто в корзине, а опера превращается в коллаж, соседствуя против авторской воли с фрагментами опусов Чайковского, Сен-Санса и Сибелиуса.
И персонажи меняют имена: Виолетта становится Маргаритой Готье, Альфред теперь Арман Дюваль, а Жорж Жермон — Жорж Дюваль. И самое любопытное, главная героиня Травиата (что означает “падшая” или “заблудшая”) приобретает еще одну профессию — балерины ради чего певица даже надевает не только пачку, но и пуанты, и встает к станку.
Владимир Кехман с беспрецедентной радикальностью сокращает музыку, пытается максимально игнорировать труды любимого либреттиста композитора Франческо Мария Пьяве, стремясь вывести на первый план литературный первоисточник — роман Александра Дюма-сына “Дама с камелиями”, вставляя разговорные реплики на французском, в оперу, написанную на итальянском.
Из всех этих новаций и рокировок сцен музыка великого итальянца порой теряет даже узнаваемость, превращаясь в нечто похоже на театральную “пасту” из оперы, драмы и балета. В итоге получается оперетта.
Спектакль, конечно, смотрится с интригующим интересом, как экстремальный квест, потому что предположить какой еще деструктивный вираж будет заложен в сюжет невозможно. Но очевидно, что публика в своем большинстве испытывает растерянность, едва аплодируя, а постановка сделана с любовью не к опере, а балету.
Ближе к финалу, как не сбывшаяся мечта Маргариты, в казино возникает “Боярский (Русский) танец” Чайковского/Голейзовского в исполнении Ирины Кошелевой как оммаж Матильде Кшесинской и “Умирающий лебедь” Сен-Санса/Фокина в исполнении Екатерины Кондауровой как посвящение Анне Павловой.
И исполнительница титульной партии в опере очень талантливая певица с красивым большим лирико-драматическим сопрано Александра Сенникова, можно сказать, пострадала из-за своей прекрасной фигуры.
Виолетта (Маргарита) требует значительно более легкого голоса против вокальной природы солистки и стала для нее титаническим испытанием. Нельзя не заметить, что и образы Альфреда (Армана) в интерпретации тенора Сергея Кузьмина и Жоржа Жермона (Жоржа Дюваля) – слишком молодого для роли отца 26-летнего баритона Семена Антакова, в музыкальном плане не находят взаимопонимания с оркестром, а в драматическом — их персоналити делаются малозначительными.
Вся сила мужской власти и притягательности оказывается сосредоточена в образе Барона Дюфоля — легендарного баритона Сергея Лейферкуса, который в спектакле выступает в роли покровителя искусств в лице Маргариты.
На стадии замысла спектакля то ли в шутку, то ли всерьез Владимир Кехман не исключал, что сам выйдет на сцену в этой роли. Но когда пару фраз из знаменитой арии Жермона-отца Сергей Лейферкус забирает себе, в это мгновение опера напоминает о своей исконной эмоциональной мощи и благородстве порывов.
Но смысловой квинтэссенцией постановки становится соло знаменитой скрипачки Ольги Волковой — экс-солистки оркестра Мариинского театра, ныне примы оркестров Михайловского театра и musicAeterna Теодора Курентзиса.
Но поразила она не столько своей игрой, сколько дефиле: красавица появилась в директорской ложе бельэтажа, уселась на бортик спиной к залу, демонстрируя в луче прожектора не только то, что все ложи театра убраны по случаю премьеры живыми розами, но и платье с максимально глубоким U-образным вырезом на спине…
А когда на финальных аплодисментах, выпавшая было из оперы хитовая “Застольная”, неожиданно превратилась в бравурный бис, это после того, как всего пару минут назад прозвучал финальный аккорд драмы, погубившей по сути всех, а не только главную героиню, не нашедшую ответного чувства своей любви ни к мужчинам, ни к театру?!
Но the show must go on, пусть и не в оперном жанре, как значится в программке, а стиле знаменитых парижских кабаре.
Кстати
Дерзкая “Дама с камелиями” Владимира Кехмана будет соседствовать в репертуаре Михайловского театра с классической “Травиатой” Станислава Гаудасинского, поставленной в 1995 году. И кто выиграет этот “баттл”, покажут продажи билетов.
Мария Бабалова, “Российская газета”