Главные партии в первом составе исполняют приглашенная прима Мариинского театра Диана Вишнева (Татьяна) и солист МАМТ Дмитрий Соболевский (Онегин).
Спектакль по мотивам пушкинского романа в стихах “Евгений Онегин” является копродукцией возглавляемого Ноймайером Гамбургского балета и Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ). Сегодня, 5 ноября состоится генеральная репетиция балета. Об этом сообщила куратор проекта Ирина Черномурова.
Она уточнила, что мировая премьера “Татьяны” состоялась 29 июня в Гамбурге. Серия премьерных показов в Москве пройдет 7, 8 и 10 ноября. Главные партии в первом составе исполняют приглашенная прима Мариинского театра Диана Вишнева (Татьяна) и солист МАМТ Дмитрий Соболевский (Онегин). В образах Ольги и Ленского выступят соответственно Ольга Сизых и Алексей Бабаев.
Джон Ноймаер находится в Москве с 26 октября и лично занимается выпуском спектакля, присутствуя на всех репетициях.
У пушкинского “Евгения Онегина” существует несколько балетных интерпретаций. Самой знаменитой версией является постановка Джона Крэнко “Онегин”. Спектакль признан классикой хореографии ХХ века. Он обошел уже все ведущие сцены мира, и с июля 2013 года значится в репертуаре Большого театра. Джон Ноймайер рассказал, что не только наблюдал за процессом создания того знаменитого балета, но и непосредственно участвовал в нем:
“В ту пору я работал в Штутгартском балете, которым руководил Крэнко, и танцевал в его постановках”,
– пояснил Ноймайер. Однако, по его признанию, сочиняя свой балет “Татьяна”, он вовсе не собирался спустя почти полвека соперничать с Джоном Крэнко.
Как говорит Ноймайер, на создание “Татьяны” его вдохновила постановка оперы Чайковского “Евгений Онегин”, которую осуществила Андреа Брет на Зальцбургском фестивале в 2007 году.
“На меня произвело большое впечатление то, как была представлена пушкинская история. Это была в высшей степени удачная и умная постановка, отразившая общечеловеческую и внеисторическую суть романа. Именно тогда мне впервые пришла мысль когда-нибудь самому переработать пушкинский материал”,
– заметил Ноймайер. По его словам, изначально предполагалось, что проект будет называться “Евгений Онегин”.
“Но потом я пришел к названию “Татьяна”, что подтверждает в известной мере и великолепная Пушкинская речь Достоевского. Русский классик так говорит о Татьяне: “Она глубже Онегина и, конечно, умнее Евгения. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда, что и выражается в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо, бесспорно, она главная героиня поэмы”,
– процитировал Ноймайер.
Хореограф подчеркнул, что “действие зависит от поступков Татьяны”.
“Сначала поразительно сильное письмо к герою. Потом – решение выйти замуж, когда Татьяна подчиняется отнюдь не чувствам, а рассудку. И наконец последняя встреча с Онегиным, отказ от возможного счастья. Сильный поступок. В герое такого характера нет”,
– резюмировал балетмейстер.
“Джон Ноймайер вольно разворачивает сюжетное полотно всемирно известного романа в стихах”,
– считает Ирина Черномурова.
Хореограф предлагает зрителям абсолютно новое, современное прочтение пушкинского шедевра. В двухактном балете возникают такие персонажи, которые у Пушкина лишь слегка обозначены.
Музыкальной основой послужила партитура, созданная Лерой Ауэрбах. Сам Ноймайер стал не только автором либретто, по его эскизам выполнены также декорации и костюмы. Он же выступает и в качестве художника по свету.
“Татьяна” – третья по счету работа Ноймайера в МАМТе. Прежде он поставил здесь балеты “Чайка” и “Русалочка”.
К предстоящей премьере приурочена выставка, посвященная творчеству Джона Ноймайера, которая откроется в среду в Московском театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Ольга Свистунова, ТАСС