24 октября 2021 года в зале «Зарядье» выступил Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением своего художественного руководителя Василия Петренко.
Идея пригласить в главный оркестр страны молодых креативных дирижеров оказалась блестящей. Оркестр преобразился буквально на глазах.
Коллектив, напоминавший грузноватого рыцаря в громоздких латах, предстал подвижным, не утерявшим гибкости жизнеспособным ансамблем, открытым неведомым ранее художественным задачам. Свершения «эпохи Юровского» общеизвестны и, что очень важно, не пропали втуне: с этого сезона оркестр возглавил творчески близкий Юровскому Василий Петренко, быстро подтвердивший свою высокую репутацию. Простота и легкость его жеста беспримерны и создают ощущение олимпийского совершенства; концерт, прошедший 24 октября, показал готовность к новым, ослепительным по яркости задачам.
А именно: задуман цикл со скромным названием: «Метнер и Рахманинов». И при ближайшем рассмотрении эта скромность оказывается обманчивой: на самом деле задача поставлена грандиозная и небывалая.
В три достаточно отдаленных друг от друга вечера прозвучат все три фортепианных концерта Метнера – и «поддержаны» они будут значимыми симфоническими полотнами Рахманинова!
Прижизненная связь и единомыслие этих музыкантов настолько уникальны, что каждое подтверждение ставит нас на новую духовную высоту. Так, Метнер высоко ценил творчество Рахманинова, очень часто в программы своих концертов включал его «Этюды-картины» и «Музыкальные моменты». Рахманинову он посвятил Второй фортепианный концерт и Сонату ми минop.
«Что меня всегда поражает в Рахманинове, при исполнении каждой новой его вещи, так это красота, настоящее излияние красоты»,
– говорил Метнер о работах Рахманинова.
Николай Метнер: “Для творческой работы необходимо уметь останавливать жизнь…”
В свою очередь Рахманинов также с глубоким уважением относился к творчеству Метнера, называя его самым гениальным из всех современных музыкантов. Издана их переписка, которая немало даёт для понимания личных и творческих особенностей этих гигантов.
Что же до музыки, приходится признать, что в широком понимании концерты Метнера нашей публике попросту неизвестны. И это при том, что все три выходили в очень интересных записях.
Исполнительская их история укладывается буквально в три строки. Первый, до-минорный концерт в 70-е годы блистательно исполнил пианист Игорь Жуков. Затем, в год столетия со дня рождения Метнера, его сыграла и записала Татьяна Николаева.
Элисо Вирсаладзе: “В исполнении Скрябина Игорь Жуков опередил свое время”
Второй концерт неоднократно и с успехом играл Яков Зак – увы, записи этого прочтения нет. Зато оба концерта – Первый и Второй – многократно звучали в исполнении верного ученика и пропагандиста музыки Метнера Абрама Шацкеса.
И только Третий концерт оказался «более забыт»: его сыграла и записала только Татьяна Николаева, чей мощный просветительский дух толкал её на постоянные репертуарные подвиги и открытия. Вот и почти вся история.
Не умолчим, правда, и о том, что с некоторыми интервалами все три концерта вышли у нас и в авторском исполнении – но это тема отдельного и серьезного разговора. Наконец, в самое последнее время довольно неожиданно интерес к Первому концерту проявился в консерваторской среде – что ж, тем интереснее ожидать, как этот интерес разовьется дальше.
Теперь нас ждет как бы повторное знакомство с концертами, и серьёзность намерений устроителей подчеркивается высоким рангом приглашенных солистов. Выражаясь спортивным языком, это подлинные тяжеловесы пианизма.
В Первом концерте блистательно солировал великолепный Алексей Володин. В исполнении Второго и Третьего примут участие Борис Березовский и Николай Луганский.
Симфоническая часть, понятно, обеспечивается Госоркестром под руководством Василия Петренко; в рецензируемом концерте он с блеском преподнес Вторую симфонию Рахманинова.
Чисто технологически Концерт Метнера ставит серьёзные задачи как перед солистом, так и перед дирижером. Совладать с огромной массой оркестра и не потерять при этом взаимодействия с пианистом, услышать и показать всю могучую полифонию партитуры — задача не из простых. Тем отраднее отметить, что она была решена на самом высоком творческом уровне!
Первый концерт соч. 33 в тональности до минор был создан в конце десятых годов минувшего века. Метнер – уже состоявшийся музыкант, автор немалого количества исполняемых произведений. И пианист с репутацией глубокого и серьёзного интерпретатора.
Несмотря на то что он признан как поэт-романтик, со светлым жизнелюбивым приятием мира, ощущение тревожности и трагизма не покидает автора на протяжении всего концерта. Неслучайна и тональность до минор, как перекличка с до-минорными опусами Бетховена и Моцарта. Концерт часто исполняется автором; в частности, вернувшись из Европы в 1927 году, он с успехом играет его сначала в Москве, затем в Ленинграде.
Концерт одночастный, и фортепиано решительно преобладает во всем сочинении, но, как это часто бывает у Метнера, за мнимой поэмностью спрятана кипящая разработочность и многосоставность тематического материала. Дирижер и солист едины в своих намерениях: оркестр восхищает филигранной проработкой инструментальной ткани, партитура звучит не единой плотной массой, а позволяет слышать многие инструментальные нюансы, зримо показывая кристаллизацию радости и света в последнем разделе сочинения.
Оттягивая развязку, Метнер еще и еще сталкивает основные образы концерта, и в этой последней схватке окончательно побеждает оптимистическое начало. Василий Петренко тонко прочувствовал этот момент: мажорное проведение основных тем в коде концерта прозвучало как торжественный гимн, завершившийся колокольным мощным ударом фортепиано.
Обзор наш будет неполным, если не упомянуть о щедрых бисах, подаренных Алексеем Володиным в ответ на многократные вызовы. Две сказки Метнера — фа минор соч. 26 № 3 и си-бемоль минор соч. 20 № 1 — были сыграны с большим лирическим чувством, что оказалось более чем уместным после патетики и героизма Первого концерта.
Остается добавить, что подобный же момент предъявлен дирижером и в заключении Второй симфонии Рахманинова, прозвучавшей во втором отделении. Тема знаменного распева, исполняемая медной группой и завершающая вторую часть симфонии, проводится автором и в общей коде финала, где она обычно «тонет» в грандиозном tutti оркестра. Но нет — в рецензируемом концерте она была услышана дирижером, что позволило ярко ощутить общий фатальный настрой симфонического полотна.
Концерт оставил впечатление убеждающей силы и ожидания столь же мощного продолжения. Нас ждет еще встреча с Четвертым концертом Рахманинова, который, напомним, посвящен Метнеру, и «Симфоническими танцами» в последнем вечере цикла.
Александр Церетели