В Новой опере, где проходит Крещенский фестиваль, состоялась мировая премьера оперы «Пушкин» композитора Константина Боярского и либреттиста Мариты Филлипс.
В ней исследуются взаимоотношения власти и поэта. Это англоязычное исследование: все диалоги в опере звучат на английском, а отрывки из произведений Пушкина – на русском – что, по словам, Филлипс создаёт дополнительный музыкальный элемент выразительности.
Марита Филлипс заинтересовалась жизнью и творчеством Пушкина еще в юности, когда узнала, что она – прямой его потомок. И столкнулась с одной из самых загадочных и неоднозначных тем – дружбы царя и поэта.
«Отношения Николая I и Пушкина начинались с взаимного восхищения и обоюдной зависимости. Сначала монарх предоставил поэту свободу творчества – а затем сам стал его цензором. И все закончилось – мы знаем, чем»,
– поясняет Марита Филлипс.
Автор музыки Константин Боярский на премьеру не приехал. Альтист в Ковент-Гардене, он не смог отлучиться из-за плотного графика. Но в этот вечер на сцену Новой оперы вышел его друг – дирижер Ян Латам-Кёниг. Кстати, именно он познакомил Боярского с Филлипс – и это стало началом совместной работы.
«Много эмоций, огромные эмоции в музыке. Потому что он хотел показать зрителю эмоцию Пушкина, эмоцию Наташи, эмоцию царя. И иногда музыка очень романтична, потому что – почему нет, он не боится написать музыку, где эмоция очень открыта»,
– отмечает главный дирижёр Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова Ян-Латам Кёниг.
Музыка «Пушкина» получилась очень современной, и в то же время, легкой для восприятия – отмечает Ян Латам-Кёниг.
Опера о Пушкине – на языке Шекспира. Но цитаты из стихотворений звучат на русском. В качестве солиста пригласили тенора Дэниела Бренна – солиста Метрополитен-оперы. Эта партия стала вызовом, говорит Бренна. Ноты он получил только за две недели до премьеры. Работа шла в очень сжатые сроки.
«Марита Филлипс – талантливый драматург. Прочитав либретто, я был поражен красотой и музыкальностью её английского. Это моя первая работа с русским театром. Восхитительно!»
– делится солист.
«Пушкин» прозвучал на сцене Новой оперы в концертном исполнении. В планах авторов – и сценическое воплощение.
Юлия Казюкова, Новости культуры