
Мне до глубины души было больно и обидно получить в последние несколько часов отзывы с осуждением моего решения подписать открытое письмо ”Деятели культуры России — в поддержку позиции Президента по Украине и Крыму”.
Я считаю необходимым разъяснить свою гражданскую позицию по этому вопросу.
В первую очередь важно понимать, что люди, подписавшие письмо, безоговорочно выступают против какого-либо проявления агрессии и, не дай Бог, ссоры с нашим братским украинским народом.
Письмо было написано в тот момент, когда в Киеве звучали выстрелы, когда ситуация начала выходить из-под контроля и появились первые жертвы. Для меня эти события стали личной трагедией, я переживал их со слезами на глазах, с глубокой болью и тревогой за судьбу киевлян, потому что Киев для меня – один из самых дорогих и любимых городов мира. И когда из здания консерватории на Майдане стреляли по людям, я не мог смотреть на это и не попытаться как-то прекратить этот кошмар.
В этой Консерватории совсем недавно, в ноябре 2013 года проходил Первый международный юношеский конкурс, где я был художественным руководителем. Конкурс прошел с невероятным успехом. Съехались лучшие молодые музыканты со всего мира. И я не случайно сделал этот конкурс в Киеве. Хотелось сделать особый акцент на том, что для нас всех Киев – это один из крупнейших культурных центров с богатыми традициями.
Украина, лично для меня, одна из самых любимых и братских стран в мире. Это родина моей мамы, которая прожила там девять лет на улице Стрелецкой в городе Киев. И все мои гастроли по этой стране, которые были все эти годы во многих городах по много раз, являются подтверждением тому, как глубоко и серьёзно я привязан к украинской публике.
Крым для меня тоже очень дорогое сердцу место, где я бывал бесчисленное количество раз. В Ялте, Симферополе, Севастополе. Я неоднократно говорил о том, что публика в бывших союзных республиках – это наша родная публика, которую лично я никогда не делю на русских, украинцев или евреев и которая воспитывалась на советской и русской культуре.
Я не отделяю от этой культуры Тараса Шевченко или композитора Николая Лысенко, который у меня в репертуаре не потому, что он украинец, а потому что он просто очень талантливый композитор, и я абсолютно не смыслю репертуар без некоторых его произведений. Украина дала миру огромное количество великих музыкантов мирового уровня, таких, как Рихтер, Гилельс, Ойстрах, Горовиц, конкурс которого также проходит в Киеве.
Поэтому я считаю, что это всё наше, родное, как и Пушкин, Достоевский, Чайковский для украинцев. Достаточно посмотреть на репертуар украинских оперных театров или филармоний, чтобы понять, что я прав.
У меня в Украине и Крыму огромное количество друзей и знакомых, и это ещё одна причина, по которой я не могу безразлично смотреть на то, что происходит в эти дни. Мне не всё равно, когда с трибун там звучат лозунги националистического, фашистского, антисемитского и антирусского характера. Я не могу и не хочу молчать в этот момент.
Главный посыл этого письма в том, что наши народы должны дружить и что ни в коем случае мы никому не позволим поссорить нас друг с другом. Мне странно отдельно повторять и подчёркивать очевидную, на мой взгляд, истину, но раз есть такая необходимость, я повторю и подчеркну: Россия выступает исключительно с миротворческими и дружескими намерениями по отношению к Украине, как и должно быть, когда речь идёт о братских народах. И любые проблемы должны решаться мирно, путем переговоров, о чем я всегда говорю. Никакой агрессии, никакого вооруженного противостояния нет и быть не может.
Многие из тех деятелей культуры, кто также как и я подписал письмо, родились в Украине, связаны с ней и им не безразлична её судьба. Они прекрасно понимают и осознают, что то, что сейчас происходит, это трагедия. Это трагедия, в которой обязательно нужно остановить кровопролитие. И они, как и я, считают, что в Украине должна звучать музыка, а не выстрелы.
Впервые опубликовано на Classica.fm