Во время круглого стола «Художественное образование в РФ: проблемы и перспективы», состоявшегося 9 апреля 2019 по инициативе Комитета Госдумы по культуре, пианист Михаил Лидский и глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский обменялись репликами.
Вот уже полгода музыкальная общественность вовлечена в горячую дискуссию о судьбе детского музыкального и художественного образования. Программы ДМШ и ДШИ реформируются, а по мнению многих выдающихся деятелей культуры – деформируются и разрушаются.
За последние месяцы было немало публикаций в прессе, телеэфиров, круглых столов, в том числе в Министерстве культуры РФ, на которых поднимаются острые вопросы.
Суть проблемы – останутся ли детские школы частью серьезного образования или превратятся в самодеятельные досуговые кружки.
Кульминацией дискуссии стало письмо в адрес Мэра Москвы, подписанное 225 известнейшими деятелями искусства с призывом уволить хедлайнера разрушительных «новаций», руководителя Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства Екатерину Калачикову.
Деятели искусства потребовали увольнения главы Дирекции образовательных программ Калачиковой
Дело дошло до президента России, который однозначно сказал на встрече с молодыми представителями творческой интеллигенции: музыкальные школы в кружки не превратятся. Однако, конкретная ситуация в Москве отнюдь не меняется.
Продолжается аттестация педагогов ДМШ, унизительная и абсурдная.
Продолжается разведение детей в школах на разные программы обучения – нормальную, традиционную, которую назвали «предпрофессиональной» и облегченную, «общеразвивающую». Это варварски происходит после первого класса, когда дети еще не успевают раскрыть свой потенциал.
Негласно идет давление на педагогов школы, несогласных с этими новациями. А родителям учеников внедряется в сознание искаженная мысль о том, что детям вовсе не обязательно «мучиться» на необходимых для полноценного познания музыкального искусства уроках сольфеджио, а предпочтительнее легко и бездумно музицировать.
Представьте, что нечто подобное предлагают в общем образовании. К примеру, зачем мучиться на уроках математики? Ведь есть калькулятор! А читать книги зачем? Не приятнее ли посмотреть мультики? Это ведь гораздо ближе к современной «парадигме»!
Чиновники отписываются отчетами, согласно которым все просто прекрасно: школы ремонтируются, Дирекция образовательных программ (ДОПСКИ), возглавляемая г-жой Калачиковой, имеет статус новационной площадки, а дети с утра до ночи побеждают на «Дельфийских играх».
Тем не менее, на взгляд их оппонентов, все выглядит чуть-чуть по-другому. Музыкальные школы после ремонта неожиданно меняют вывеску на школы искусств, а их новые интерьеры пугают безликостью социальных поликлиник. «Новации» по версии Дирекции связаны с поисками «новых смыслов», далеко ушедших от «парадигмы классической музыки».
Что касается побед в конкурсах, то долго ли они еще будут актуальны при векторе развития образования в сторону самодеятельности?
Объективная оценка данной ситуации, позиции руководителя Депкульта Москвы А. В. Кибовского, и, что самое главное, конкретные предложения по выходу из кризиса, содержатся в открытом письме и выступлении на круглом столе «Художественное образование в РФ: проблемы и перспективы», организованном Комитетом Госдумы по культуре, известного пианиста, доцента Московской консерватории Михаила Лидского. Вступив в дискуссию с маэстро на Круглом столе в Госдуме РФ, министр культуры Москвы выражался довольно резко.
Михаил Лидский счел необходимым продолжить диалог с Александром Кибовским. Публикуем его открытое письмо. Необходимо отметить, что в тексте письма г-н Лидский упоминает письмо в адрес мэра Москвы Сергея Собянина, подписанное деятелями культуры. Это письмо открыто не публиковалось, но оно есть в распоряжении редакции ClassicalMusicNews.Ru вместе с подписными листами.
ClassicalMusicNews.Ru
Открытое письмо А.В. Кибовскому, Министру Правительства Москвы, руководителю Департамента культуры города Москвы
Многоуважаемый Александр Владимирович,
на «круглом столе» в Государственной думе 9.04 я, не желая нарушать регламент, почти не спорил с Вами, хотя мне было и есть, что Вам сказать.
Очень рад, что Вы «абсолютно согласны» с моим выступлением (здесь и далее цитирую по официальному видео на сайте Думы: Ваши возражения мне приблизительно от 0:14:45 и собственно выступление приблизительно от 1:45:30). В этой связи у меня к Вам ряд убедительных срочных просьб:
- Пожалуйста, отмените Ваш приказ от 28.09.2018 за № 747/ОД. Одиозная, позорная аттестация педагогов/концертмейстеров школ и городских колледжей, проводимая ДОПСКИ согласно этому документу, вызывает множество обоснованных претензий и жалоб, главный смысл которых – «не мешайте работать» и «не смейте унижать». Контроль качества работы школ в целом и каждого педагога в частности должен осуществляться при помощи инспекций (см. в тексте моего выступления).
- Пожалуйста, распорядитесь, чтобы ученики московских школ искусств хотя бы с 1 по 4 классы учились по единой программе, максимально близкой к старой доброй программе ДМШ, позволяющей гибко подстраиваться под характер одаренности каждого ученика (готовность сделать это Вы высказали прямо). С 5-го класса наряду с этой программой можно вводить и несколько облегченные, общеразвивающие, но нельзя допускать, чтобы их качество и количество соответствующих мест существенно снижало общий уровень школ.
- Пожалуйста, исключите замещение должности директора ДМШ/ДШИ лицами без профильного образования (надеюсь, номера школ уточнять не нужно). Директору школы необходимо среднее специальное по профилю школы и любое высшее плюс педагогический стаж в 10 лет.
Перечисленные позиции содержались в моем выступлении, с которым Вы публично согласились. Но есть еще одна важная просьба:
- Пожалуйста, публично гарантируйте, что педагоги и концертмейстеры московских школ и училищ, протестовавшие против действий ДОПСКИ, не будут как-либо притесняться (об этом пункте я на «Круглом столе» не говорил – подробности ниже).
Теперь по поводу Вашей реакции на известное письмо. Щедро похвалив себя и подчиненных, Вы почти не коснулись его сути. Какое значение имеют время записи и место размещения знаменитого видео Вашей сотрудницы?.. Несмотря на то, что вопрос о посещаемых мною интернет-ресурсах к Вашей компетенции не относится, настоящим удостоверяю: на порно-хабы не хожу. Или, по-Вашему, ВГТРК, «МК», «ClassicalMusicNews.Ru», «ТВ-Царьград» и мн. др. – порно-хабы? Разве видео – фальшивка? Или руководитель ДОПСКИ отказался от своих слов? Напротив, в интервью «Вестям» настаивал на своем. И разве не было нелепого интервью порталу «Теории и практики»? А разве руководитель ДОПСКИ не отвечает за материалы официального сайта? В письме есть все эти ссылки…
Ваше замечание о том, что лишь семеро из 225 подписавших письмо преподают в ДШИ, представляется мне, откровенно говоря, неуместным и даже циничным. Из письма Вы знаете, что имеются свидетельства о давлении руководства на протестующих педагогов, – вплоть до прямого запугивания. Напомню Вам и пункт 3.7.5. Кодекса корпоративной этики и служебного поведения ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. А.Т. Гречанинова» (утвержден приказом директора Горбунова от 25.03.2019 № 12-ОД):
«Любые контакты с представителями СМИ (интервью, публикации, участие в пресс-конференциях, посты в интернете и социальных сетях и др.) работники Школы осуществляют только по согласованию с руководством Школы в пределах своей компетенции и предоставленных полномочий».
Не важно, что этот шедевр уже пересматривается по требованию профсоюза, – о нравах и порядках в Вашем ведомстве он свидетельствует весьма красноречиво (это – в пояснение моей просьбы о гарантиях протестующим).
Главное же – то, что сомневаться в компетентности подписавших письмо нет ни малейших оснований. Мы – музыканты и художники, педагоги. А Вы – нет. Речь не о гражданской петиции, а об экспертном заключении: 225 высококвалифицированных специалистов, мастеров констатируют служебное несоответствие руководителя ДОПСКИ и призывают Мэра срочно принять соответствующее кадровое решение. Это «двойка». Среди 225 подписавшихся под ней – Народные артисты СССР и РФ (12), Народный художник РФ (1), Заслуженные деятели искусств РФ (3), Заслуженные учителя РФ (2), Заслуженные артисты РФ (16), Заслуженный художник РФ (1), доктора искусствоведения (3), кандидаты искусствоведения (10), профессора (32), доценты (26).
Вы и Мэр готовы работать с «двоечницей»? Дело хозяйское. Убежден: после таких сюжетов московские музыканты, их слушатели и ученики с родителями пойдут на ближайшие выборы – несмотря на «Зарядье», новый зал ММДМ и др. – с утроенным энтузиазмом и однозначным отношением; другим профессиональным сообществам тоже будет наука. Ну, а мы считаем, что «судьбы детского музыкального образования Москвы и России, по праву считающегося гордостью нашей страны, должны решать высокопрофессиональные, добросовестные, авторитетные люди» (цитирую письмо) – не «двоечники».
Когда глумятся над учителями (одиозная форма «добровольно-принудительной» аттестации), когда директорами музыкальных школ назначаются лица без музыкального образования, когда на официальном сайте городского образовательного учреждения почти половина вопросов – на уровне «2х2=5 или 7?», когда окончивший музыковедческую аспирантуру публично ставит на одну доску симфонию Шостаковича и современную массовую культуру, а достаточно крупный московский чиновник (разумеется, речь об одном и том же лице) – блокаду Ленинграда и теракт в США 11.09.2001, когда этот человек публично несет околесицу, будто детские музыкальные школы в СССР готовили преимущественно профессионалов, а руководство через день ходило в Большой театр, – и когда на основаниях такого качества делается вывод об «огромном кризисе смыслов» где-либо помимо собственной головы, – долго думать не стоит.
В течение последних полутора веков систему отечественного музыкального образования создавали и достраивали поколения российских музыкантов, относясь к этой работе как к высокому служению и многим ради него жертвуя. Когда выпускник этой системы (к тому же, едва со студенческой скамьи – еще себя не зарекомендовавший) наносит ей вред, грозящий в недалекой перспективе крахом (очевидно, что вслед за школами деградируют училища, консерватории и концертное дело), это естественно воспринимается музыкантами как предательство. Как верно пишет «Российская газета»,
«намерение “вылечить” детские музыкальные школы от “огромного кризиса смыслов” вызвало шквал возмущения людей искусства».
Никакого отношения к прогрессу, закономерному обновлению, решению действительно имеющихся – немалых, серьезных – проблем и т.д. декларации и действия руководителя ДОПСКИ не имеют. Так можно лишь похоронить музыкальное образование – пусть и в дорогостоящем гробу, оклеенном бесконечными отчетами и лауреатскими дипломами (если уж на то пошло, полученными прежде всего трудом детей, педагогов и родителей, а не Вашим и Вашей протеже).
Вышеописанное – не инакомыслие, как Вы изволили выразиться, а дискредитирующие власть редкостная некомпетентность и аморальность (для педагогического работника последняя неприемлема профессионально, а не только личностно) – в точности как сказано в письме. Пока деятели такого уровня занимают руководящие посты, никакие проблемы нашего дела решать невозможно, как невозможно решать проблемы полиции, оставляя в ее рядах т. н. оборотней в погонах.
Едва ли кто может оспорить право энергичных молодых людей открывать новые учебные заведения по своему вкусу, сообразно своим идеям и пресловутым новым смыслам. Но строить, конечно, – не ломать…
Написанное до сих пор – неполный ответ на Ваш вопрос, «что плохо-то». Теперь вопрос у меня, если позволите: как понимать Ваши слова, что ничего, дескать, не происходит, «никаких реформ», «пугаете сами себя», и слова из письма Вашего заместителя Е.С. Кожемякиной ко мне от 22.03 с.г.: «Департамент не располагает информацией о проведении в городе Москве реформы дополнительного музыкального образования»? Еще 18.03 специальный представитель Президента и экс-министр культуры РФ М.Е. Швыдкой в интервью телеканалу «Вместе-РФ» говорил именно о реформе школ искусств. На днях правительственная газета вновь писала именно о реформе. Разве такие действия, как разделение на предпрофессиональные и общеобразовательные программы, внедрение в школы искусств неакадемических элементов, ПФДО и проч. и проч. не являются переустройством (реформой) школ, чреватым серьезными последствиями? Вы же согласились: являются. Как же прикажете понимать Вас и заместителя?
На мой взгляд, Вы некорректно истолковали слова Президента, сказав, будто он назвал слухами скверную историю в московском музыкальном образовании. Как может видеть и слышать любой желающий, В. В. Путин публично предостерег В. Р. Мединского от превращения музыкальных школ в художественные кружки и лишь после заверений последнего сказал В. Т. Урюпину о необоснованности опасений (хотя насаждавшаяся до сих пор деградация очевидным образом ведет именно к превращению школ в кружки).
Вызывают недоумение и следующие Ваши слова:
«Все страхи, слухи, – я не знаю, кто их генерирует: либо это люди некомпетентные, либо провокаторы, либо одно и другое одновременно».
Это Вы о Михаиле Швыдком? Викторе Третьякове? Ирине Бочковой? Сергее Андрияке? Екатерине Мечетиной? Валентине Урюпине? О ком-то другом?..
Наконец, отвечаю на Ваш вопрос, где я был в 2013-14 гг., когда городские власти проводили другую реформу школ, которую Вам пришлось с извинениями дезавуировать. Я, соответственно Вашему невежливо высказанному пожеланию, занимался своим делом. Занимаюсь им всю жизнь, другого у меня нет. Но несколько месяцев назад моя школьная учительница написала мне, что Ваши подчиненные над ней измываются, вынуждая проходить унизительную и муторную аттестацию. Пришлось вникать, ознакомиться с множеством похожих жалоб, действовать… Заняться Вашим делом, Александр Владимирович. Очень хотелось бы надеяться, что впредь это не понадобится.
Благодарю Вас.
Михаил Лидский