Владимир Ойвин беседует с генеральным директором Северо-Кавказской государственной филармонии им. В. И. Сафонова.
— Как давно вы возглавляете Северо-Кавказскую государственную филармонию им. В. И. Сафонова?
— Скоро уже 15 лет.
– Ваша филармония одна из трёх федерального подчинения. Что это вам даёт: больше преимуществ или обязанностей?
– Я бы сказала, что это накладывает определённую ответственность — надо соответствовать этому статусу. С другой стороны, это оркестр, который изначально существует как большой симфонический полного состава уже 123 сезона.
Я бы сказала, что наши обязанности и наши возможности распределяются в равных долях.
Вся наша жизнь складывается вокруг оркестра. Это и дирижёры, и солисты. Это огромный комплекс, состоящий из 11 концертных залов.
Филармония в значительной мере определяет культурную жизнь на Кавказских минеральных водах (Кавминводах), но не только здесь. Она осуществляет культурную подпитку всех северо-кавказских республик. Это всегда был культурный узел.
Такой комплекс не сможет содержать ни один край, тем более Ставропольский, который является дотационным регионом.
На первый взгляда у нас огромный бюджет, но когда он распределяется между 11-ю залами и количеством работников, налогами и платой за коммунальные услуги, то эта цифра уже не кажется такой огромной. Ведь мы даем более двух тысяч концертов в год и не только по Кавминводам. Сегодня мы уже экспортируем наше искусство.
За последние пять лет мы вывозим и оркестр, и наших солистов за границу. Мы ездили в Испанию и в Италию. Сейчас у нас планируются четыре пары гастролей. Ближайшие это Япония и Южная Корея, далее итальянские гастроли, потом Австрия, в плане — Германия и США. Это наши планы до 2020 года.
Но основная деятельность у нас всё равно здесь. Мы же практический всесезонны – закрылись только на две недели в августе. В это время у нас выступали гастрольные коллективы. Культурная жизнь не прекращалась ни на день.
– Надо сказать, что оркестру всегда везло с дирижерами, возглавлявшими оркестр. По правде сказать, это не совсем везение – здесь смело приглашают талантливую молодёжь.
– Да, мы ищем дирижёров и не боимся приглашать молодых. С 2000 года у нас главным дирижёром были именитые и очень знающие, например: Юрий Кочнев, Валентин Нестеров, Александр Чернушенко…, а вторым всегда были молодые, например: Андрей Данилов, Михаил Леонтьев, Заурбек Гугкаев... Потом мы несколько изменили схему. Мы все время в поиске, но дружим с дирижёрами и после того как они уходят от нас.
Мы очень дружим с Юрием Ивановичем Симоновым. Не случайно наш сегодняшний главный – его ученик Димитрис Ботинис. Мы дружим и с Валерием Абисаловичем Гергиевым и прислушиваемся к его рекомендациям – мы активно общаемся и живём с ним в одном ключе, в одном музыкальном пространстве, ощущаем, что сегодня нужно публике.
Один из наших партнеров – Санкт-Петербургский дом музыки – регулярно поставляет нам замечательных солистов. Он обеспечивает 10 проектов в год. К нам от них приезжают виолончелист Александр Рамм, пианист Мирослав Култышев, скрипач Павел Милюков.
Многие из них обыгрывали здесь свои конкурсные программы до того, как они стали лауреатами. Они многое получили от оркестра, а оркестр, благодаря таким контактам, тоже растёт.
Нам помогает и то, что я училась во многих самых главных музыкальных городах мира: Петербург, Москва (Гнесинский институт), Казань, Брабантская консерватория (Голландия) и др.
На всех фестивалях и конкурсах, на которых я бываю, я стараюсь наладить контакты, полезные для филармонии. Так у нас появился в качестве главного дирижёра Конрад ван Альфен. Он сейчас очень востребован.
Ван Альфен должен был приехать этим летом, но вдруг у него переносится концерт с оркестром Чешского радио. Я уступила Конрада, хотя он уже и билеты взял. У нас он должен был делать Пятую симфонию Малера.
Этим летом все было достаточно серьезно. Очень удачно у нас прозвучала Первая симфония Малера п/у Петра Никифорова. Скоро выйдет её запись.
“Бархатный сезон” в Северо-Кавказской филармонии посвящен 145-летию Скрябина
– Где вы записываетесь?
– Мы давно сотрудничаем с звукозаписывающей фирмой Петра Кондрашина (сына Кирилла Петровича Кондрашина). Печатаем мы потом сами.
А вы знаете, что у нас в музее хранится одна реликвия? Мы делали вечер «Музыкальные династии», и к нам приезжали Пётр Кириллович, его сын Петя, дочка Анечка. Состоялся концерт. Он подарил нам дирижёрский жезл, который был вручён Кириллу Петровичу Кондрашину на фестивале в Праге.
Пётр Кириллович сказал, что этот жезл должен храниться в нашем музее, потому что к нему будут прикасаться только хорошие музыканты.
Сейчас у нас два главных дирижёра. Один главный приглашенный Пётр Никифоров, т. к. у него нет российского гражданства, а второй – Димитрис Ботинис – просто главный дирижёр.
Они очень и очень разные. У Ботиниса симоновская школа, восходящая к Николаю Семеновичу Рабиновичу. У Никифорова – Пьеро Беллуджи. Но он два года ездил к Александру Полищуку, чтобы познакомится с мусинской школой.
– Мне очень интересно одно из направлений вашей деятельности. Я имею виду оперные постановки. Дело в том, что это воплощение моей идеи о создании театра концертных или полуконцертных исполнений оперы. Я большой противник так называемой «режоперы», когда режиссура подавляет музыку и подчас прямо противоречит ей.
Талантливых режиссёров музыкального театра мало, а оперных театров много – на всех талантливых режиссёров не хватает – и зачастую за постановку опер берутся режиссёры не знающие и более того, не чувствующие оперу. Их главная цель – во чтобы то ни стало сделать не так как было.
Я предлагаю, чтобы удачные концертные или полуконцертные постановки опер не уходили в небытие после единственного исполнения, а сохранялись и шли как минимум раз, а лучше два – три раза в месяц. Это особенно важно для регионов, в которых нет оперных театров.
Когда три года тому назад я увидел здешнюю постановку «Свадьбы Фигаро» в костюмах, но с минимальными декорациями и реквизитом, мне она концептуально очень понравилась. Тогда у вас в репертуаре было четыре оперы: «Свадьба Фигаро», «Травиата», «Алеко» и «Колокольчик» Доницетти. Как за прошедшие три года складывался ваш оперный репертуар?
– За этот период у нас в репертуаре накопилось 13 оперных постановок. Кроме названных раньше – «Евгений Онегин», «Иоланта», «Лермонтов-Мистерия» («Демон»), «Паяцы», «Служанка-госпожа», «Севильский цирюльник», «Так поступают все женщины или Школа влюблённых», «Тоска», «Человеческий голос».
Два мюзикла – «Труффальдино из Бергамо» («Слуга двух господ») и «Собака на сене».
Детские музыкальные спектакли: «Дюймовочка», «Золушка», «Кот в сапогах», «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Снежная королева», «Буратино», «Чиполлино».
– У вашей филармонии есть одна специфика – курортная. Здесь почти нет постоянной публики. Она постоянна в одном – всё время меняется. Сюда приезжают люди со всей России, в том числе из мест, где нет и в помине оперных театров.
Наличие в вашем репертуаре полусценических оперных постановок позволяет большему числу людей прикоснуться к оперному богатству.
– Вот именно. Я считаю, что наш опыт должен быть использован в Крыму и в Сочи – т. е. на крупных курортах. Кроме этих соображений, участие в оперных постановках чрезвычайно полезно и для оркестра, хотя для них это колоссальная нагрузка.
Будем делать сенсационную премьеру. К нам обратился фонд «Про Гельвеция» и композитор Андреас Пфлюгер, который написал оперу «Физики» по роману Фридриха Дюрренматта с предложением осуществить у нас её мировую премьеру. Мы планируем её на 26 января 2018 года.
Ставить «Физиков» будет Диего Вилли Корна, который поставил у нас «Тоску».
Мы пришли к новой форме работы. Полгода назад мы подписали с РАТИ (ГИТИС) в лице ректора Григория Заславского договор о совместной работе над дипломными работами режиссёров музыкального театра. Уже есть результат – два детских спектакля: «Снежную королеву» и «Сказку о царе Салтане» сделала у нас дипломница Алёна Денисова.
– Каким образом к вам попал Ботинис?
– Очень простым. К 2014 году у Кочановского очень возросла нагрузка – он стал ассистентом у Владимира Юровского, очень много ездил. Мы поговорили, и стало ясно, что мыслями он уже не здесь. И вообще, по моим наблюдениям, дирижёр не может работать главным с оркестром более четырёх лет подряд
– Владимир Юровский считает, что десять лет.
– Вы знаете почему? Каждую неделю – новая программа и рано или поздно дирижёр начинает ходить по кругу. Так показала практика. За эти 15 лет они сами куда-нибудь переходили. Я готова потом встретиться с ними ещё.
В 2014 году Ботинис приехал впервые сюда, продирижировал программой, очень мне понравился и показался перспективным. Мы посоветовались, и я ему предложила возглавить оркестр. Юрий Иванович обиделся, что мы с ним не посоветовались. Но это прошло. Мы открыли с Ботинисом сезон в 2015 году и назначили его главным дирижёром. Работать с ним интересно.
– А с Кочановским расстались мирно?
– Да, абсолютно. Он после этого приезжал, выступал с концертами. Со всеми дирижёрами, которые у нас работали главными, мы сохранили хорошие отношения. Они все приезжают и дирижируют у нас.
– Вторым дирижёром у вас Никифоров?
– Нет. Они оба главные, но Никифоров – главный приглашенный. Они выполняют совершенно разные функции.
Какие раньше были взаимоотношения между главным и вторым дирижёрами? Второй частенько готовил оркестр для главного. Фактически он был ассистентом. Сейчас они в равных долях и абсолютно самостоятельны. Втроем мы решаем какие-то глобальные вопросы для будущего.
Честно вам скажу, что у нас здесь монархия. Но она абсолютно не диктаторская. Моя формула управления – разделяй и властвуй. Я очень уважаю мнение обоих маэстро, я с ними в тесном контакте. Мы обсуждаем приглашаемых солистов, кто-то из них обязательно присутствует в аттестационных комиссиях.
Мы все время находимся в поиске музыкантов для оркестра. Например, нас очень подставил концертмейстер альтов. Он не только сам уехал во Владивосток, к Гергиеву, но и сманил еще троих альтистов, не предупредив нас. Будучи с концертом в Казани с Никифоровым мы нашли альтистов там. Вообще, у нас очень хорошая струнная группа.
– У вас замечательный концертмейстер первых скрипок.
– Да, это Роман Аванесов, но мы восемь лет его взращивали. Он пришел к нам со студенческой скамьи и очень вырос именно как концертмейстер. Сейчас я могу сказать, что у нас настоящий концертмейстер.
Перед Новым годом он пришёл и сказал, что хочет уехать на Север заместителем директора музыкальной школы – там ему обещали дать квартиру. Я ему сказала: «Езжай. Если тебя обманут – возвращайся. Я тебя подожду». И он вернулся.
– У вас в «Поэме экстаза» солировал очень хороший молодой трубач.
– Это наш первый трубач Станислав Севастьянов.
– Что у вас планируется по оперной части?
– По-видимому. что-то будем снимать. Сейчас проводим анализ продаваемости разных постановок. В первую очередь останутся те оперы, которые лучше всего продаются. Это «Травиата», «Евгений Онегин», «Тоска», «Паяцы»
В позапрошлом году я вела переговоры с Венецианской консерваторией, в которой периодически даю мастер-классы по органу. У них возник большой интерес в связи с тем, что их выпускникам сложно найти место для стажировки, получить сценическую и концертную практику.
Мы решили осуществить несколько совместных постановок. Чтобы Кисловодск приехала стажерская группа оттуда, а наши поехали на их постановки русских опер. Первая мысль, конечно же, была о «Риголетто». Но не получилось из-за финансового кризиса.
Я периодически общаюсь с директором консерватории, и он по-прежнему этого очень хочет, но денег на это у него пока нет. А это вопрос проезда, проживания и т. д. Там есть хорошие ребята – я их слушала. Про «Физиков» я уже говорила раньше.
– А где вы берёте солистов для оперных постановок?
– Всё здесь. Это наши вокалисты, мы набирали труппу очень долго и скрупулёзно, и она постоянно пополняется и обновляется. Выпускники разных консерваторий, они, как и большинство оркестрантов, живут в оплачиваемом филармонией съёмном жилье.
Работают многие уже довольно подолгу, от года до десяти лет. Они задействованы в наших концертах. Камерный репертуар поют и современный тоже. В прошлом году с нашими солистами мы записали «Реквием» Моцарта, В этом году будем писать «Реквием» Сен-Санса.
Но все же приходится кого-то иногда приглашать и со стороны. В «Иоланте» мы приглашаем Короля Рене, на Гремина тоже позову, конечно. С басами всегда проблема. Еще одна проблема – не все оперные певцы готовы петь камерные программы. Это необходимо, т. к. чистит их мысли, голоса, уши.
– Что у вас планируется в симфоническом и инструментальном плане?
– Очень интересна программа «Благовест», которую мы задумали с Димитрисом. Она будет открывать Пасхальную неделю и фестиваль «Благодатный огонь», и там будет звучать «Светлый праздник» Римского-Корсакова в параллель с фрагментами из «Невидимого града Китежа», «Колокола» Рахманинова. Вообще-то это колокольная программа.
Ботинис будет делать программу-посвящение Сафонову в память о 100-летии со дня его кончины. В неё войдут фрагменты из «Золотого петушка», Первая симфония Чайковского «Зимние грёзы», «Ночь на Лысой горе» Мусоргского в авторской редакции.
Сезон будет интересным. Прозвучит Пятая симфония Глазунова. Очень интересной должна получиться программа «По прочтении Баха». В ней наряду с музыкой самого великого кантора и органиста прозвучит транскрипция Отторино Респиги знаменитой органной токкаты и фуги ре минор. И ещё сочинение Густава Малера «Сюита из оркестровых произведений Баха по прочтении сюит № 2 и № 3».
Ботинис будет много дирижировать Сибелиусом. Никифоров в конце сезона планирует «Фантастическую симфонию» Берлиоза. В другой программе Ботинис будет дирижировать «Гарольдом в Италии» Берлиоза с солирующим альтом, партию которого исполнит альтист Александр Акимов. В этой же программе Андрей Гугнин исполнит Первый фортепианный концерт Листа.
Но даже на общем ярком музыкальном фоне текущего сезона своей оригинальностью выделяется программа «Музыкальные трагедии», в которой Ботинис будет дирижировать двумя Гамлетами – Петра Чайковского и Дмитрия Шостаковича плюс его же симфония № 8.
– Вы приглашаете первоклассных солистов. Александр Акимов – один из лучших альтистов России. Андрей Гугнин – молодой, но очень перспективный пианист.
В этом сезоне у вас четыре раза будет стоять за дирижерским пультом очень авторитетный Юрий Кочнев – главный дирижёр Саратовского театра оперы и балета. Судя по вашему буклету, сезон обещает быть весьма интересным.
– Да. У нас планируются выступления пианистов: Андрея Диева, Юрия Фаворина, Сергея Редькина, Алексея Набиулина, виолончелистов: Александра Рамма, Кирилла Родина; скрипачей: Графа Муржи, Павла Милюкова и др.
Радостно сознавать, что оба наших маэстро в этом сезоне представят программы с нашим Академическим симфоническим оркестром в двух столицах России: Димитрис Ботинис в Москве в зале им. Чайковского, Пётр Никифоров в Санкт-Петербурге в Концертном зале Мариинка 3.
Беседовал Владимир Ойвин