«Рахманинов – это величайший гений русской музыки, любимый композитор пианистов. Мне доставляет огромное наслаждение играть и работать над его музыкой…»
Гость радио “Культура” – пианист Николай Луганский.
Николай Луганский исполнит все фортепианные концерты С. В. Рахманинова (к 135-летию со дня рождения) в сопровождении симфонического оркестра ГАБТа под управлением Александра Ведерникова.
На эту тему состоялась беседа пианиста и корреспондента Елены Чишковской.
Николай Луганский:
— Я люблю каждый из пяти концертов Рахманинова. Я также играю концерты других композиторов, но с Рахманиновым у меня связано что-то личное, откровенное.
Я считаю, что он – вершина всей истории фортепианных концертов. Рахманинов – это величайший гений русской музыки, любимый композитор пианистов. Мне доставляет огромное наслаждение играть и работать над его музыкой.
— Нас многое объединяет с дирижером Александром Ведерниковым. Самовыражение в музыке не главное. Главное – это самоотдача.
Самоотдача предполагает жертву самого себя ради играемой музыки. Самовыражение – это некий штамп, который исполнитель накладывает на любое произведение.
С Александром Ведерниковым мы нашли полное взаимопонимание. Не возникает вопроса за кем остается последнее слово и кто главнее. Все зависит от всех.
Есть отдельные фортепианные концерты, к ним можно отнести концерт Шопена. Здесь от солиста зависит почти все. В концертах Рахманинова невероятно насыщены «оркестровые ткани». Оперативность дирижера играет огромную роль: меняется ритм, музыка идет либо вперед, либо назад. Это – сложные сочинения и градации очень существенны.
Выбор дирижера для меня был очень серьезный. Я очень благодарен Ведерникову за то, что он согласился взяться за эту работу, он работает с полной отдачей.
— Популярность на Западе возникла довольно давно. Я впервые поехал на Запад, когда мне не было и 16 лет. Благодаря моей учительнице, народной артистке СССР, профессору, музыканту, Татьяне Николаевой. Она взяла меня с собой, в город Канн, на фестиваль «Мидем» (1988).
Я играл там небольшой сольный концерт. Это был мой первый выезд за границу. Иногда играл в Германии, во Франции, но очень известным пианистом я стал после выхода моего первого диска. Этот диск вызвал положительную реакцию критиков и публики. Именно с него и началась моя известность в Европе.
— Существует древний, вредный миф «о недоступности классической музыки, о ее сложности». Я думаю, что этот миф внедряется намеренно. Необходимо воспитывать и привлекать слушателя.
Классическая музыка может приносить прибыль, но очень скромную. Происходит сознательное воспитание людей, что классическая музыка очень сложная, скучная и недоступная. Это неправда. Этот миф – очень вредный. Его нужно развенчивать культурным, достойным людям.
— Рахманинов – мой любимый композитор. Но любимый – не есть лучший. Если меня попросят назвать самых лучших, я назову, например: Бах, Моцарт, Шопен и Рахманинов. Самый любимый – это тот, которого больше всего любишь не потому, что он самый лучший, а просто потому, что так угодно душе.