Камерный оркестр «Дивертисмент» открывает сезон Курехиным и Глассом.
14 августа 2022 года в зале Мальтийской капеллы (Санкт-Петербург, Садовая ул, 26) камерный оркестр «Дивертисмент» под управлением заслуженного артиста России Ильи Иоффа открывает сезон исполнением произведений двух знаковых композиторов последних десятилетий — отечественного и зарубежного.
В концертную программу «Другие «Времена года» на бис: Гласс & Курехин» вошли первые четыре части альбома «Воробьиная оратория» Сергея Курехина, известные как «Времена года».
Премьера этого произведения в оркестровке И. Иоффа прошла совсем недавно: ею «Дивертисмент» закрывал сезон в июне. Кроме того прозвучит концерт для скрипки № 2 Филиппа Гласса, известный как «Американские времена года».
О том, как шли к отечественному слушателю эти произведения, что общего между музыкой Сергея Курехина и Филиппа Гласса и помогает ли исполнителю знание музыкального и исторического контекста, рассказывает художественный руководитель оркестра «Дивертисмент» заслуженный артист России Илья Иофф.
Илья Иофф: “Думаю, Вивальди был бы доволен современными петербургскими композиторами”
— Гласс и Курехин в одной программе – это потому, что они очень похожи, или потому, что очень разные?
— Скорее первое. И того, и другого называют то гением, то шарлатаном, нет людей, которые относились бы к творчеству каждого из них нейтрально. Одни Гласса ненавидят и посмеиваются над ним, другие считают человеком, который перевернул композиторское искусство в конце ХХ века и продолжает менять его сейчас.
Для многих такая характерная для Гласса вещь, как репетитивный минимализм, — чуть ли не ругательство. В одном из своих интервью выдающийся композитор Леонид Десятников сказал, что Филипп Гласс — это музыка для лохов.
Я же считаю, что это настоящая музыка, которая, кстати, как и курехинская, родилась в недрах рока, очень многое оттуда взяла, например, способ повторяющимися паттернами доводить слушателя до катарсиса. Это свойственно и Курехину, и Глассу, Мне кажется, что сочетание Филиппа Гласса и Сергея Курехина как нельзя удачно, эти два автора добиваются одного и того же в чем-то сходными, в чем-то разными средствами.
https://www.classicalmusicnews.ru/interview/interview-leonid-desyatnikov-interview-2017/
— Насколько известно, оркестр «Дивертисмент» первым исполнил «Времена года» Гласса в России.
— Не уверен, что в России, но в Петербурге точно. Это было в Большом зале Санкт-Петербургской Филармонии в 2018 году. Незадолго до этого я увидел наYouTube это сочинение в исполнении скрипача Роберта Макдаффи, которому оно было посвящено, и по заказу которого написано, и совершенно влюбился в это произведение.
И я поставил себе целью его сыграть. В Санкт-Петербургской Филармонии пошли на это, предоставили Большой зал, хотя, как известно, в Филармонии с большой осторожностью относятся к современной академической музыке. Я горжусь тем, что у нас тогда все получилось и мы первыми сыграли «Американские времена года» Гласса в Петербурге, а, может, и в России.
— Как менялось ваше отношение к «Временам года» Филипа Гласса за тот период, что вы знакомы с этим сочинением?
— С тех пор как исполнитель начинает играть то или иное произведение, он, хочешь — не хочешь, обязан его полюбить, даже если этого не произошло раньше. В моем случае сначала появилась любовь к этому сочинению, а потом я уже стал его исполнять. Отношение если и менялось, то только в лучшую сторону, я люблю его все больше и больше.
https://www.classicalmusicnews.ru/signdates/philip-glass-85/
— Любите за что? Что в этой музыке есть такого, чего, возможно, нет в других сочинениях?
— Это очень искренняя, органичная и естественная музыка, позволяющая приобщиться к энергетике рок-н-ролла, не выходя за пределы привычной мне эстетической зоны. Это не может не подкупать. Я использую приемы, которым меня учили в школе и консерватории, но при этом вхожу в рок-н-ролльный транс, и это потрясающе, мне это очень нравится.
— Можно ли сказать, что в этом рок-н-рольном трансе Гласс цитирует Вивальди?
— Насколько известно, «Времена года» Гласса задуманы для исполнения в одном концерте с «Временами года» Вивальди, и хотя бы поэтому разговоры о влиянии, цитатах и проч. неизбежны. И потом, когда речь идет о скрипке в сопровождении струнного оркестра, общий саунд провоцирует ту или иную степень цитирования. Я часто слышал мнение, что Гласс где-то цитирует Вивальди, но сам я не ощущаю этих аллюзий. Для меня скрипичный концерт Филиппа Гласса гораздо ближе к Брамсу, чем к Вивальди. Но это мое исполнительское мнение, мнение человека, который глубоко копается в партитуре. Кто-то наверняка слышит Гласса по-другому.
Вечер памяти Сергея Курехина прошел в Московской консерватории
— Актер, играющий исторического персонажа, как правило, погружается в материал, читает мемуары и переписку того времени, исторические сочинения. Нужно ли музыканту обращаться к каким-то немузыкальным вещам, чтобы подготовить ту или иную вещь?
— Разучивая «Времена года», я прочел автобиографию Гласса «Слова без музыки». Мне это отчасти помогло, дало несколько ключиков к этому сочинению. По крайней мере, я убедился в том, что чувство юмора, которое я слышу в музыке Гласса, это не мои фантазии. Он действительно так шутит. У него тончайшее чувство юмора, иногда издевательское, как сейчас говорят, троллинг.
Я рад, что не ошибся. Я говорю своим студентам: если ты изучаешь какое-то сочинение, лучше слушать как можно больше его автора. Например, при разучивании сонат Моцарта очень помогает прослушивание его симфоний или опер. Вообще, если музыкант посчитал нужным дополнительно почитать дневники или другие материалы, то честь ему и хвала. Это не может не принести пользу.
— А может навредить?
— Навредить может копание в подробностях личной жизни. Например, знание каких-то деталей, о которых я предпочел бы не читать. Хотя у кого как, скажем, на моей любви или нелюбви к той или иной музыке это не отражается.
— За эти пять лет, что вы играете «Времена года» Гласса, была ли какая-то обратная связь от него?
— Нет. Гласс один из самых исполняемых современных авторов, и очередное исполнение едва ли сильно его интересует. Насколько я понял, он не из тех, кто отслеживает судьбу своих сочинений.
— Вы хотели бы с ним познакомиться?
— Нет, лично нет.
Илья Иофф: “Совместное музыкальное переживание роднит людей”
— Как сегодня складываются в юридическом плане отношения между исполнителем и правообладателем?
— Это отлаженный процесс. Ты покупаешь партитуру и играешь ее, автору идут отчисления из тех денег, что ты заплатил.
— У кого вы приобретали ноты «Воробьиной оратории» Курехина?
— Ни у кого. Этих нот не существует. Я сидел и в течение нескольких месяцев ноту за нотой «снимал» его записи. Когда я сделал переложение оратории для струнного оркестра, я с партитурой поехал к вдове Сергея Анатольевича, мы поговорили, Анастасия Георгиевна попросила демозаписи. Она убедилась как правообладатель, что все сделано с уважением к материалу и дала разрешение на исполнение.
Александр Соколов: «В объединении РАО, РСП и ВОИС есть коррупционная составляющая»
— Правильно ли я понимаю, что в отличие от «Времен года» Курехина, оркестровку концерта Гласса вы не делали?
— Нет, это оригинальное сочинение, написанное для струнного состава, поэтому никаких изменений в партитуру, упаси боже, мы не вносим. Другое дело, что произведение Гласса предполагает наличие синтезатора со свободным выбором тембра. Каждый исполнитель ищет те тембры, которые ему кажутся более уместными. Но это исключительно творческие интерпретации, никаких изменений в текст, я, естественно, не вносил.
— Какие «Времена года» у вас еще в планах?
— Я боюсь, что если и есть какие-то «Времена года» в наших планах, то я про это еще не знаю. Все, что я знаю из достойных произведений этого ряда, мы играем.
— Существует несколько балетов «Времена года»…
— Да, это прежде всего «Времена года» Глазунова. Есть кантата «Времена года», написанная Гайдном. Это все написано для очень больших составов, и это я перекладывать для камерного струнного оркестра не хочу. Наверное, это делать незачем. Эти произведения существует в оригинальных версиях, которые совершенны, абсолютны и ни в каких вмешательствах не нуждаются.
Простите, что говорю об этом, но после того, как мы сыграли «Времена года» Курехина в Филармонии, я получил множество откликов за «подвижническую деятельность в деле возвращения этой музыки» — извините за буквальную цитату.
Кроме самого Сергея Курехина, который в свое время это играл и записал, практически никто (кажется, за исключением Алексея Айги и его музыкантов) более это не исполнял. Мы вернули музыку Курехина и представили ее на филармонической сцене. Музыка же Глазунова и Гайдна и так знакома публике, она великолепно написана и не нуждается ни в чьем переложении.
Возвращаясь к вашему вопросу — поиски того, что можно было бы представить в нашей программе «Времена года», продолжаются. Когда я слышу про произведение, где есть в названии «Зима», «Весна» и проч., я сразу делаю стойку.
Коллекционирование «Времен года» затягивает.
Беседовал Сергей Князев