«Курёхин и Айги в консерватории. Часть вторая» – этот проект стал точкой пересечения двух «неформатных» музыкантов – ушедшего из жизни Сергея Курёхина, одного из пионеров психоделического перформанса на нашей сцене, и Алексея Айги, который блестяще продолжает эту традицию.
В Большом зале Московской консерватории Айги дал заключительный концерт проекта, который напомнил о выступлениях группы Курёхина в начале 90-х годов.
Алексей Айги никогда не играл с Сергеем Курёхиным. Даже познакомились на ходу. За аранжировку его музыки Айги взялся три года назад – после звонка дочери Курёхина Насти.
«Мне близки его гармоническое звучание, темы свободного духа, когда он может перемещаться из одного стиля в другой, мне было просто, потому что музыка нравилась, и сложно, что не было никакого нотного материала, приходилось все снимать со слуха»,
– рассказывает композитор Алексей Айги.
Гений отверженных – Сергей Курёхин писал не похожую ни на что музыку, вопреки той, которую играли в Советском Союзе. Рваный ритм, шумы, резко меняющееся настроение волновало, пугало, восхищало.
Марина Капуро – первая исполнительница «Воробьиной оратории» Курёхина. Впервые встретилась с ним в девяностых на студии звукозаписи в Ленинграде. И сразу запела на воробьином языке.
Курехин, узнав о вымирании воробьев от норвежского эколога, захотел привлечь внимание к этой проблеме музыкой. «Времена года» Вивальди и Чайковского помогли написать «Воробьиную ораторию».
Музыканты двух групп – «Поп-механики» Курёхина и ансамбль «4.33» Айги, собрались в этот вечер вместе, чтобы сыграть музыку, которая в начале девяностых воспринималась как прорыв.
«Это энергетика и необычная мысль, которая привлекает и нас, и слушателей»,
– делится музыкант Денис Калинский.
Из своего написанного давно и не очень – на концерте в консерватории Айги многое исполнил впервые.
Экспериментируя со звуком и ритмом, Айги словно проверяет, как музыка для клубов и фильмов прозвучит на этой сцене. И не распугают ли призраков оперы экспрессивные ветераны поп-механики и ансамбля.
«Это на стыке всего, что на слуху у нас, это и немножко классическая музыка, джаз, рок»,
– рассказывает музыкант ансамбля «4.33» Константин Кремнев.
Это завершающий концерт проекта «Курёхин и Айги в консерватории. Часть вторая». Возможно, будет третья, и музыка этих двоих снова зазвучит на одной сцене.