24 июня 2022 в рамках абонемента ««Времена года» на все времена» камерный ансамбль «Дивертисмент» впервые исполнит на сцене Санкт-Петербургской академической филармонии цикл «Времена года» Сергея Курехина» и сочинение современного петербургского композитора Настасьи Хрущевой «Русские тупики».
О том, как рождаются идеи программных концертов, чем отличаются «Времена года» у разных композиторов и зачем обращаться к публике со вступительным словом, рассказал художественный руководитель ансамбля «Дивертисмент» Илья Иофф.
— Как родилась идея концерта?
— Случайно. Как и все гениальные идеи, посещающие наш коллектив, она родилась не у меня. Концертмейстер оркестра и креативный директор Лидия Коваленко, забрасывает время от времени крючок и потом смотрит, как я на это реагирую.
Так было, скажем, с «Картинками с выставки» Мусоргского. Она вдруг предложила мне: «Слушай, а может, ты сделаешь для нас оркестровку? На рояле «Картинки» играют, симфонический оркестр их играет, а мы чем хуже?» Я, естественно: «Нет, зачем?» Уже есть замечательные образцы, ну куда я с этим?
Лида не спорила. Она вообще никогда не спорит и не давит. Но крючочек уже был заброшен, проглочен мною и начал меня беспокоить, я начинаю смотреть партитуру… И в один прекрасный день я сажусь за компьютер и начинаю клацать клавиатурой. Через несколько лет из зернышка идеи вырастает целое дерево проекта.
То же самое примерно произошло с Курехиным. Лида часто говорит, смеясь: «У тебя инкубационный период составляет семь лет». Примерно семь лет назад Лида мне сказала: «А давай Курехина сделаем?». Я, конечно, возражал: «Где мы и где Курехин?» Но зерно уже упало в почву…
У нас есть несколько концертов «Времена года». В Филармонии у нашего ансамбля даже идет цикл соответствующий. Обычно струнные оркестры играют Вивальди, ну еще что-нибудь. А у нас в программе десять произведений с названием «Времена года».
Прошлым летом была очередная пандемийная пауза, когда у нас не было концертов, месяца полтора, и в один прекрасный момент я понял: да. Я пропал для всех и месяц провел в наушниках, слушая оригинальную запись, сделанную самим Курехиным. Спустя месяц партитура была готова, и я понял, что не просто могу, а очень хочу ее сыграть. И в этом году мы завершаем филармонический цикл сезона курехинскими «Временами года». Это, как известно, первые четыре из шести композиций альбома «Воробьиная оратория».
Насколько я знаю, в Петербурге это произведение в том формате, в каком его исполняем мы, пока не играли. В Москве «Времена года» Курехинавроде исполнял Алексей Айги и его ансамбль «4’33”». Мне кажется, мы восполняем некоторый пробел — потому что Курехин это очень питерская история.
— Что было сложным в подготовке этого концерта?
— Когда я говорю в ответ на какое-то предложение «Нет!», — я вижу трудность в каждой ноте: «А как я вот это сделаю? А это как?» Но когда я бросаюсь в партитуру, сложного уже ничего нет, все идет само собой, мысль работает быстрее, чем пальцы, только успевай.
У нас собралась фантастическая компания для этого концерта. С нами контрабасист Владимир Волков, который в свое время работал с Сергеем Курехиным и даже принимал участие в записи альбома «Воробьиная оратория», хотя как раз «Времена года» он и не играл; Алиса Тен, восхитительная певица с ангельским голосом; Вера Чеканова с ее хрустальным сопрано; академический ударник Иван Чернобаев. Это действительно Dream team.
— Насколько известно, Настасья Хрущева, чьи «Русские тупики» также прозвучат в этот вечер, тоже примет участие в концерте.
— Настасья всегда присутствует на репетициях тех ее вещей, что мы играем: всегда на самой первой репетиции и на нескольких последних. Она всегда точно знает, чего хочет. Как правило, она очень четко, очень твердо говорит, чего бы хотела от музыкантов, но, к счастью, у нас полное музыкальное взаимопонимание. Я же все равно делаю по-своему, и она часто говорит: «Да, так лучше».
В последние несколько лет она нам говорит: «Делайте так, как считаете нужным». Притом что я нередко допускаю какие-то вольности, которые автора могут насторожить. Такое доверие автора дорого стоит.
Настасья Хрущева выразила желание сама сыграть партию фортепиано. То, что мы вместе окажемся на сцене, будет, полагаю, очень круто.
Настасья Хрущёва: “Это моя слабость — продолжать что-то делать”
— Чем русские «Времена года» отличаются от зарубежных?
— Ничем. Национальность автора здесь роли не играет. Решает эпоха. Чем отличаются «Времена года» Вивальди от сочинения Чайковского? Эпохой. Стилистикой, эстетикой. Если бы кто-то из поздних романтиков, современников Чайковского, например, Брамс, написал бы «Времена года», это была бы та же самая эстетика.
Из русских «Времен года», которые мы играем, я бы выделил «Времена года» нашего современника Сергея Ахунова. Я очень люблю его сочинения, у нас замечательно складываются и профессиональные, и человеческие отношения. Он не боится писать красивую музыку, которую просто комфортно слушать и играть. Его музыка несвойственна нашему нынешнему ритму. Но не могу сказать, что это типичная русская музыка, именно русские «Времена года».
В нашем репертуаре есть «Времена года» Мартынова — философа, композитора, признанного классика. Его сочинение — такой конструктор, где есть элементы и Баха, и Пярта, и Мендельсона, и отечественных авторов, но опять же нельзя сказать, что это именно русская музыка. На эту тему смешно пошутил Леонид Десятников — еще один наш автор. В свою оркестровку «Времен года» Пьяццоллы, он вставил цитаты из Вивальди. В «Лете» Пьяццоллы цитируется «Зима» Вивальди — потому что когда в южном полушарии лето, то у нас зима, такой географический прикол. Но по большому счету география и национальность здесь значения не имеет. Можно Чайковского сыграть по-итальянски, можно Вивальди сыграть по-русски.
— Чем отличаются «Времена года» последних десятилетий, допустим, того же Ахунова или Курехина от одноименных сочинений Вивальди и Чайковского?
— Курехин — это отдельная статья. Это похоже на всю музыку мира и вместе с тем не похоже ни на что. Возможно, я не имею права на такие формулировки, но рискну сказать, что это великий, гениальный шут шекспировского масштаба. Это шут, который делает королей, которому очень многое дано, которому позволено смеяться на тем, над чем не позволено смеяться более никому. Шут, который говорит ту правду, которую никому, кроме него, нельзя говорить.
У него и «Времена года» такие. Можно рассматривать их как троллинг. А можно рассматривать как троллинг троллинга. Но это не просто прикол, там огромное количество слоев. Курехин это не просто ирония, это ирония над иронией над иронией, это возведено во множество степеней. «Времена года» Курехина написаны почти сорок лет назад — и конечно, своим способом думать он опередил свое время.
Что касается Сергея Ахунова, то он обращается к тем приемам, которыми композиторы брали публику сто и даже сто пятьдесят лет назад. При этом он пользуется современным языком, и его музыку нельзя назвать неактуальной. Она современна в самом замечательном смысле этого слова.
У Настасьи Хрущевой все догматично. Она очень точно следует своей доктрине о том, что музыка в наши дни не должна воспевать прекрасные чувства и высокие гармонии — музыка должна говорить о мире, в котором мы живем. Помню, она показала мне фрагмент сочинения и сформулировала, как это нужно играть: «Это должно быть так… убогенько».
Мы не знаем, что думал Вивальди о своих «Временах года», до нас, как известно, дошли только его стихи на эту тему, но думаю, он бы порадовался всем этим сочинениям современных российских композиторов. Авторы, которых я сейчас назвал, очень разные, но все — невероятно актуальные.
— Планируете на этом концерте обратиться к публике со вступительным словом?
— Безусловно. Я вообще на концертах в последние несколько лет всякий раз стараюсь что-то говорить вначале. Я вдруг понял, что публике это очень нужно. При этом я не претендую на музыковедческий дискурс, не цитирую энциклопедии: «Иоанн Себастьян Бах родился в таком-то году…» Нет, я говорю о том, что слышу в этой музыкеи предлагаю разделить эту радость.
Иногда я к этим вступительным словам долго готовлюсь, а иногда прихожу на концерт и не знаю, что буду говорить до тех пор, пока не вышел на сцену.
Я знаю, что среди наших слушателей есть те, кто ходит с диктофончиками и эти мои устные выступления записывает, у кого-то уже и коллекция набралась. Если соберетесь это публиковать — не делайте это без меня, прошу вас.
— Как музыканты «Дивертисмента» относятся к инициативам вроде сыграть Курехина на сцене Филармонии и другим подобным выходам за границы привычного?
— Есть те, с кем я могу обсудить и творческие вопросы, и дни рождения детей. А есть те, с которыми у меня исключительно служебные отношения. Теплые, но служебные. Думаю, что довольны такими попытками — сыграть что-то новое и по-новому, выйти за пределы привычного — не все.
Я знаю, что кто-то будет недоволен. Мало того, что это надо сыграть, это ведь надо сыграть хорошо. Конечно, будет непросто, конечно, сильна инерция. Но надо обязательно нужно делать то, чего раньше никогда не делал. Обязательно.
Беседовал Сергей Князев