13 декабря 2015 в Москве в Российской академии музыки имени Гнесиных открылся традиционный ежегодный XXVII Международный фестиваль «Баян и баянисты» и VI Международный конкурс баянистов и аккордеонистов.
Фридрих Липс – основатель фестиваля, выдающийся музыкант современности, человек широчайших взглядов – рассказал о том, что происходит на фестивале и конкурсе в этом году.
— Фридрих Робертович, как всё начиналось?
– Это был 1989 год. У нас возникла идея организовать баянный фестиваль; собственно, это была моя инициатива. В этом году «Баян и баянисты» проходит уже в 27-й раз. Ровно через год, в 1990-м, в рамках нашего фестиваля мы провели Первый Международный конкурс баянистов и аккордеонистов.
Конкурс собирает музыкантов раз в пять лет. В этом году он – шестой по счету. Конкурс масштабный, насыщенный. В трех турах состязаются сильнейшие музыканты. Программа, участники, состав жюри – всё по наивысшему разряду.
— Какое количество заявок в э том году?
– В этом году их поступило очень много – около пятидесяти. Наш конкурс уже настолько известен, что нет необходимости делать предварительный отбор. К нам приезжают, можно сказать, сложившиеся музыканты, лауреаты многих престижных премий.
— Как прошло открытие?
– Это всегда очень торжественный момент. У нас есть пример – Конкурс Чайковского, и мы, конечно, «тянемся» за нашими лидерами.
Как правило, открывается конкурс звучанием фанфар из «Итальянского каприччио» П. И. Чайковского. В первом отделении мы с моим сыном Святославом исполнили «Katuv» («Так записано») – Двойной концерт для баяна, фортепиано и симфонического оркестра Михаила Бронера с симфоническим оркестром Академии имени Гнесиных. Это такое мощное сочинение, сильнейший энергетический заряд для начала – Открытия фестиваля и конкурса.
Во втором отделении выступали музыканты, которые победили на прошлом конкурсе, и на этот раз они уже выглядели как мастера: Семен Шмельков, Иосиф Пуриц, китайская баянистка Тиан Янан. Они представили очень сложную, яркую виртуозную программу.
— Фестиваль и конкурс идут параллельно. Какие мероприятия вы советуете не пропустить?
– Сегодня в рамках фестиваля – концерт, посвященный юбилейным датам: это, своего рода, дань композиторам, пишущим музыку для нас: Александр Холминов (90 лет), Николай Чайкин (100 лет), Юрий Шишаков (90 лет), Анатолий Шалаев (90 лет), Роман Леденев (85 лет), Анатолий Кусяков (70 лет), Александр Журбин (70 лет). Этим концертом мы также отмечаем и 80-летие Альфреда Гинзбурга – Президента Российского альянса мастеров музыкальных инструментов.
Традицией стало выступление в течение фестиваля членов жюри конкурса. Это придает ему дополнительный нерв, напряженность, ответственность. 17 декабря играют профессор Датской Королевской консерватории Гейр Драугсволл и испанец Иняки Альберди, который победил на нашем конкурсе в 1995 году. Они представят музыку скандинавских и испанских авторов.
В субботу (19 декабря) – джазовый концерт. В первом отделении выступят народный артист Украины Владимир Мурза и Биг Бэнд под руководством народного артиста России Анатолия Кролла. Во втором – соревнуются участники в номинации «эстрадный жанр».
— На III туре конкурсанты выступают с оркестром. Что исполняется?
– «Vivo voce» Концерт № 2 для баяна и камерного оркестра – очень сильное сочинение Ефрема Подгайца. Концерт был впервые исполнен мною, а потом я предложил это произведение включить в конкурсную программу.
Вообще, программа весьма обширна и разнообразна. И на фестивале вы можете услышать практически все жанры баянного репертуара.
— Что даёт конкурс победителям?
– Первая премия – 200 тысяч рублей, вторая – 150, третья – 100… Что касается ангажементов, лауреаты обязательно будут выступать на нашем фестивале «Баян и баянисты» на будущий год…
Когда были разрушены такие гастрольные системы, как «Росконцерт» и «Союзконцерт», которые раньше, в период становления, к примеру, моей биографии, нас, молодых лауреатов, сразу же брали под своё крыло, и мы начинали выступать, играли десятки концертов по России, Советскому Союзу… Сейчас у победителей, к сожалению, такой возможности нет.
— Сколько человек соревнуется в финале? Не тяжело ли будет музыкантам 20 декабря утром играть третий тур, а вечером гала-концерт?
– В финал выходит шесть человек. Это молодые ребята, сил и энергии у них предостаточно. Это всегда было нормой…
— Расскажите о вашей дружбе с современными композиторами. Это повлияло на баянный репертуар?
– С Софией Асгатовной Губайдулиной мы познакомились в 75-ом году. В 78-м появилось её первое сочинение для баяна – пьеса «De profundis». В 82-м – она написала «Семь слов Христа» для баяна, виолончели и камерного оркестра; у нее есть два концерта для баяна и симфонического оркестра, сольные произведения. Многие из них посвящены мне, и я очень этим горжусь.
Эдисон Денисов написал два сочинения для баяна; есть таковые и у названных мною выше Романа Леденева, Ефрема Подгайца, Александра Журбина, Михаила Бронера, Татьяны Сергеевой, Кирилла Волкова…
Пишут композиторы не для инструмента, а для исполнителя. Они предпочитают прийти на сольный концерт, послушать, после этого проявляют заинтересованность, а потом ты их знакомишь с особенностями инструмента, с его художественно-выразительными возможностями… Но что характерно, они всегда «попадают» в наш инструмент!..
Беседовала Татьяна Эсаулова