Директор Театра оперы и балета Коми Дмитрий Степанов рассказал, какие постановки будут выдвигаться на российские премии, почему обновление труппы не в приоритете и стоит ли активно обсуждать реконструкцию здания.
— В 2023 году театру исполнилось 65 лет, и своеобразным подарком стало присвоение звания «Академический». Что в практическом плане дает этот статус: увеличится ли финансирование, расширятся ли возможности для гастролей?
— Статус «Академический» для театра не подарок. Это давно заслуженная оценка нашего творческого уровня.
Академический театр отличается от других своим репертуаром. Подавляющее большинство наших спектаклей — шедевры мирового музыкального театра. На финансовое благополучие звание особо не влияет, но для каждого нашего артиста этот статус стал дополнительным мотивирующим стимулом держать высокую планку качества.
— За три месяца вы выпустили три премьеры: современная хореография — балет «Крик», русский водевиль — «Секрет Полишинеля», семейный — балет «Снежная королева». Ожидать их выдвижения на какие-то премии? Опыт есть: «Дон Жуан» вошел в лонг-лист «Золотой маски».
— Все постановки получили высокую оценку зрителя и критиков. Мы будем выдвигаться на премии, но для этого должно состояться больше показов, гастролей, нужно участвовать в фестивалях. В мае балет «Крик» отправится на гастроли в Москву, Ярославль и Кострому. «Секрет Полишинеля» обязательно поедет на гастроли по Коми.
Лидер зрительских симпатий — «Снежная королева». На шести премьерных показах побывало 4,5 тысячи зрителей.
Академический театр оперы и балета Коми получил российские награды
— Значит оттока публики не наблюдаете и затраты на постановки удается отбить?
— Театр создан не для того, чтобы отбивать затраты. Миссия театра – сохранение и развитие культурных ценностей.
Конечно, это дорогое удовольствие. Ни один профессиональный музыкальный театр мира не является окупаемым. Очень важно, что российские театры поддерживаются государством. Интерес к нам из года в год увеличивается, больше приходит молодежи, и это не удивительно — люди стремятся к живым эмоциям.
За последние несколько лет мы утроили доходы театра, и это позволяет нам активно вкладываться в новые спектакли, приглашать именитых артистов, хореографов и дирижеров.
— Новые лица в коллективе появились?
— Ежегодно труппа пополняется как молодыми, так и опытными артистами. Должность главного дирижера занял Иван Виноградов. В балете появились новые солисты — Елизавета Мартынова, Максим Гуртовых. Поработав один сезон в Болгарии, в театр вернулась Анастасия Лебедик. Новые артисты появились в оркестре, хоре и кордебалете.
Театру необходимы новые творческие силы, но мы ограничены штатными возможностями. В театре практически никогда нет вакансий.
— Министр культуры Коми Гульнара Идрисова объявила, что уже есть эскиз будущей реконструкции театра. Можете поделиться им?
— И планировочные решения, и эскиз здания находятся в стадии разработки и согласования. Этим занимается министерство строительства Коми.
— Вы устали от вопросов о реконструкции.
— Реконструкция театра обсуждается уже на протяжении многих лет. Это масштабный и сложный проект, требующий соответствующей подготовки.
Все прекрасно понимают, что новое здание театра даст мощнейший импульс развития сферы культуры нашей республики. Это новые творческие и технические возможности, а значит высокое качество спектаклей, увеличение посещаемости — в проекте есть большой и камерный зал, комфортные условия для зрителей. Но на вопрос «Когда начнут строить новый театр?» у меня сегодня ответа нет.
— Какими планами по премьерам можете поделиться?
— Ближайшей премьерой станет опера «Фауст», которая откроет апрельский фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса Тулыс». Главная мысль сюжета спектакля — противостояние добра и зла — как никогда актуальна сегодня.