“Телодвижения никогда не лгут. Они сообщают о состоянии души тем, кто способен считывать их”,
– сказала родоначальница современной хореографии ХХ века Марта Грэм.
Немного высокомерная в отношении публики фраза. Но то, что считывать современный танец и сегодня надо еще уметь, это, пожалуй, действительно так.
Вишнева и публику в свой контекст вовлекает, и отечественную современную хореографию вводит в контекст мировой. В беседе с ней мы и этого коснулись.
– Где угодно модно услышать или прочесть, что современная хореография в России представлена скудно. И, если вы согласны с тем, что это действительно так, скажите мне, в чем вы видите причину?
– Я не могу сказать о скудности, если мы говорим о последних десяти годах, но, если взять последние пять лет, то развитие идет очень быстро. И это происходит и в главных театрах, и на фестивалях, и в молодых компаниях, которые есть и в Петербурге, и в Москве, и во многих других городах России. Поэтому, чем больше я занимаюсь своим фестивалем, тем больше я вижу действительно очень быстрое развитие.
Даже компании, которые к нам приезжают и дают мастер-классы, они неожиданно сообщают мне потом: “А мы думали российские танцовщики слабее подготовлены, мы невероятно удивлены”.
– На вашем конкурсе сейчас шесть финалистов, конкурсантов, которые показывают свою работу. Достаточно ли новизны в том, что они уже умеют создать?
– Во-первых, у них есть уже ряд постановок. Они не новички. У них есть опыт, разная стилистика понимания, разный бэкграунд – у кого-то более классический, у кого-то направленный исключительно на современное. И я вижу по фестивалю, который проходит уже третий год, невероятные толчки и прыжки в развитии, прогрессе.
– Они никого не копируют? Они своеобразны?
– Конечно, есть какие-то моменты. Но это нормально, когда они заимствуют, они вдохновляются, они воодушевляются тем или иным. Это нормальный процесс перехода, чтобы найти себя, найти свой почерк, найти свой стиль.
– Про Марту Грэм – родоначальницу современной хореографии ХХ века, было сказано, что она освободила классический танец, который был обременен “золотыми цепями академизма”. Вы умудряетесь танцевать и в цепях, золотых, разумеется, и без цепей как никто другой. Как вам это удается? Как вы переключаетесь? Во что вам это обходится?
– В здоровье, в стрессы, в тяжелое физическое напряжение, но у меня огромный интерес и желание. Даже будучи еще совсем юной девочкой в школе я понимала, что сделана из другого теста. То есть и мое тело, и моя голова, и мои мозги они все время требовали какого-то другого понимания и трактовки. И, конечно, когда я соприкоснулась с современным искусством и современным танцем, то поняла, вот это мое направление, которое я хотела бы в себе развить, понять, увидеть.
Ты начинаешь заново себя познавать через другой стиль, через другую информацию, через другое понимание движения, через другое понимание ракурса артистического наполнения в этом движении. И это безумно обогащает тебя. Это дает невероятный новый импульс и понимание любого самого незначительного движения, и тебе вдруг открываются невероятные грани.