В этом году исполняется 20 лет творческой деятельности замечательного московского фортепианного дуэта – лауреатов нескольких международных дуэтных конкурсов Александра Андреева и Юлии Геталло.
Жанр игры в четыре руки на одном фортепиано, позволяющий музицировать дуэтом в небольшом помещении в домашних условиях, процветал с середины XVIII столетия в Европе, а с начала XIX столетия – и в Роcсии.
В начале XX века, с появлением радио и телевидения жанр был забыт. Он возродился в последней трети XX века – сначала в России, потом постепенно и в других странах. Стали появляться постоянно играющие дуэты, был возрожден обширный забытый репертуар, игра в четыре руки стала важным методом обучения детей фортепианной игре.
Александр Андреев и Юлия Геталло рассказали о становлении своего дуэта в коротком интервью.
— Как получилось, что вы начали вместе играть?
— Наш дуэт сложился 20 лет назад в музыкальном колледже МГИМ имени А. Шнитке. Первым сочинением, которое мы подготовили под руководством наших замечательных наставников: профессора РАМ имени Гнесиных Александра Александровича Александрова и заслуженного работника культуры РФ Ольги Яковлевны Ступаковой стали “Симфонические танцы” Рахманинова.
— У кого и как долго вы учились дуэтной игре?
— После колледжа мы продолжили познавать тонкости дуэтной игры в Московской консерватории у потрясающих музыкантов Александра Георгиевича Бахчиева и Елены Геннадьевны Сорокиной.
К этому времени была уже широко известна уникальная книга Елены Сорокиной “Фортепианный дуэт: история жанра”, где впервые исследована история музыкальной литературы для фортепиано в четыре руки в двадцати странах и трех столетиях. Книга создавалась в 60-70 годы, когда не было интернета. Елена Сорокина собирала материалы и уникальные рукописи в архивах Парижской национальной библиотеки и библиотеки Парижской консерватории, Венской библиотеки и архивах Музикферайн, в библиотеке и архивах Британского музея и Вестминстерского аббатства, в библиотеках и архивах Нью-Йорка, Корнельского и Йельского университетов.
У Елены Сорокиной и Александра Бахчиева за годы подготовки книги скопилась уникальная библиотека четырехручной литературы и мы воспользовались этой библиотекой.
— Какой вы выбираете репертуар?
— Основа нашего репертуара – шедевры – сочинения Моцарта, Шуберта, Брамса, Рахманинова. Наряду с этим, мы постоянно занимаемся исследовательской работой, поиском в богатейших архивах Московской консерватории, в отделе рукописей и редких изданий Российской Государственной библиотеки, архивах Санкт-Петербургской консерватории, там мы обнаружили очень много незаслуженно забытых сочинений конца XVIII – начала XIX столетия. Это дало возможность нам представить публике такие программы как: “Музыкальный Петербург Пушкинской поры”, “Музыкальная Москва серебряного века”, “Джон Фильд и иностранные музыканты в России”.
В этом редком жанре мы представляем нашим слушателям редко исполняемые, а порой и забытые сочинения как известных, так и забытых композиторов Европы, России и США.
Многие из этих сочинений написаны для небольшой камерной аудитории или для игры в домашних условиях, в том числе в музыкальных салонах. Поэтому, наряду с большими концертными залами, мы часто играем свои программы в небольших камерных залах, в музеях, библиотеках.
Многое из четырехручного репертуара создавалось для исполнения в детской аудитории и для игры с детьми (учитель играет более сложную партию, ребенок – более простую, или двое детей играют вместе несложные сочинения). Детей очень увлекает дуэтная игра, позволяющая легче вовлечь их в обучение игре на фортепиано. Поэтому мы очень любим играть в музыкальных школах – в Москве и в отдаленных маленьких городах. Дети замечательно слушают, и мы надеемся, что помогаем привить им интерес к игре на фортепиано.
— Большое спасибо! Я вижу, как успешно разворачивается ваша деятельность после пандемии и хочу пожелать вам всяческих успехов от себя и от имени ваших многочисленных слушателей и поклонников.
Беседовала Мария Дворецкая