С 29 по 31 марта 2024 в Москве пройдет Вторая виолончельная академия. Ее организатор, виолончелистка Анастасия Ушакова, рассказала об итогах прошлогодней Академии и о том, что ждет участников и слушателей главного виолончельного события года.
— Анастасия, в марте 2024 года состоится Вторая виолончельная академия. Первая прошла год назад. Прежде чем мы поговорим о будущем, давайте оглянемся на прошлое. Как вы оцениваете итоги первой Академии?
— Мне трудно оценивать итоги, но, учитывая отзывы слушателей и педагогов, могу сказать, что мероприятие прошло удачно.
Концепция и философия проекта оказались близки виолончелистам – многие говорили, что для них Академия стала глотком свежего воздуха. Это очень радует.
Музыканты других специальностей, как бы в шутку, предлагали расширить проект, добавить и другие специальности. Но мы этого, конечно, делать не будем – греет душу, что у виолончелистов появилось свое мероприятие, посвященное именно нашему инструменту. Такого очень не хватало.
— Помню, что в процессе снимался фильм об Академии. Когда можно будет его посмотреть?
— Вчера, 17 января 2024, в Кинозале ГУМа состоялся закрытый показ фильма про I Всероссийскую виолончельную академию. Среди приглашенных гостей были и педагоги/спикеры, и студенты, и наши уважаемые партнеры – представители Радио «Орфей», «Москонцерта», Издательства «Музыка», центра «Евразия Сегодня», музыкального театра «Геликон-опера». Также на показе присутствовала команда, которая помогала снимать и монтировать фильм.
Он вышел очень добрым, душевным, рассказывающим не столько об Академии, сколько о любви к виолончели и музыке. Через пару дней фильм появится в открытом доступе, посмотреть сможет любой желающий.
Собственно, на показе и была анонсирована II Всероссийская виолончельная академия. Это не было целью, но рассказать там о мероприятии мне показалось очень своевременным.
— Где будет проводиться Виолончельная академия в этот раз?
— В этот раз Академия пройдет 29, 30 и 31 марта 2024 в залах «Геликон-опера». Уверена, что многие читатели интервью там бывали, но, если нет, то очень рекомендую к посещению – это замечательный музыкальный театр: там шикарные постановки опер, проводятся концерты, детские спектакли…
«Москонцерт на Пушечной» закрыли на ремонт, поэтому мне, в любом случае, пришлось бы искать новое место. И театр «Геликон-опера» подошел просто идеально!
— Будут ли какие-то изменения в системе проведения Академии, или избранный в прошлый раз формат полностью устроил?
— Изменения действительно планируются. Во-первых, мы решили, что один концерт — это мало, и теперь их два.
Первый – концерт-открытие – пройдет 29 марта, сразу после мастер-классов. Он будет более камерным, душевным, с потрясающей программой. На нем будут играть и педагоги, и несколько виолончельных ансамблей, и приглашенные гости-виолончелисты.
Второй же концерт пройдет в сопровождении Симфонического оркестра Радио «Орфей» на сцене зала «Стравинский. В нем примут участие некоторые педагоги (Олег Бугаев, Борис Андрианов, Кирилл Родин, Александр Рамм) и Rastrelli Cello Quartet.
За дирижерский пульт встанет маэстро Михаил Голиков – он потрясающий музыкант, и я рада нашему многолетнему сотрудничеству!
Еще одно важное изменение – количество мастер-классов. Теперь их будет не 6, а целых 10, и идти они будут параллельно. Записи всех мастер-классов мы, как и в прошлый раз, выложим, поэтому переживать об упущенных возможностях не стоит.
А еще мы, по просьбе слушателей, предусмотрели возможность побольше пообщаться с педагогами, задать им вопросы. Для этого, после каждого мастер-класса, мы выделили время на специальную беседу «Вопрос-ответ». Два педагога ведут мастер-классы в разных залах, а затем объединяются и отвечают на вопросы вместе. На мой взгляд, формат очень интересный!
Я долго думала, стоит ли увеличивать количество дней в связи с бОльшим количеством мастер-классов. В этот раз решила этого не делать – гостям из регионов, коих у нас немало, гораздо удобнее приезжать на три дня, чем, скажем, на неделю. Посмотрим, как всё пройдет, но, чувствую, в следующий раз «расширить» Академию все же придется (очень надеюсь, что он состоится).
Так как зала два, в этот раз у нас появится еще один ведущий. Его имя пока не раскрываем, но, уверена, многие его узнают.
Также планируется лотерея – можно будет выиграть ноты издательств Музыка и Henle Verlag, канифоль, струны и кое-что связанное с обучением.
Еще одно нововведение – один из мастер-классов будет проведен вместе с ассистентом (Олег Бугаев с Марией Зайцевой).
Ну и, пожалуй, самое важное, что можно было сделать – тематические мастер-классы. Состоится мастер-класс по оркестровым трудностям и по виолончельным ансамблям. Было бы несправедливо обойти эти направления стороной, ведь игра в ансамбле и оркестре – важная часть жизни каждого виолончелиста.
— Какова будет программа: кто будет вести мастер-классы и лекции?
— Как уже было сказано, педагогический состав Академии расширился. Олег Бугаев, Кирилл Родин, Мария Журавлева, Борис Андрианов, Андрей Спиридонов и Александр Рамм примут участие и в этот раз – все наши преподаватели абсолютно замечательные, без них уже сложно представить Всероссийскую виолончельную академию.
Секретами мастерства поделятся и новые педагоги – Ольга Галочкина, Алексей Васильев, Евгений Румянцев и Кирилл Кравцов.
Именно последние два мастер-класса было решено сделать тематическими, этого в прошлый раз очень не хватало!
Спикеров в этот раз всего двое, но оба потрясающие! Один из них – ты, Борис Лифановский – значимая фигура в музыкальном мире, потрясающий виолончелист, музыкант, журналист. В прошлый раз твоя лекция произвела фурор у слушателей, и это неудивительно.
— Спасибо, очень приятно! А кто еще?
— Планируется у нас и новый спикер – Джебран Якуб. Наше с ним, считаю, судьбоносное знакомство произошло внезапно. Джебран выдающийся человек, очень разносторонний – культурный деятель, виолончелист, мастер музыкальных инструментов, реставратор…
Скрипичный мастер Габриэль Жебран Якуб. Инженер нечеловеческих душек
Многие известные виолончелисты современности играют на его инструментах (из педагогов Академии это, например, Александр Рамм).
— Какое количество участников планируется в этот раз и на какое количество слушателей рассчитаны мероприятия?
— Так как зала два, мы предусмотрели предварительную регистрацию на каждый из мастер-классов. Количество мест будет ограничено.
Для того, чтобы людям было удобно регистрироваться, нам пришлось разрабатывать систему с нуля (а не пользоваться готовой, как в прошлый раз). В том числе, в этой связи мы решили открыть регистрацию 1 февраля 2024. Эти десять дней слушатели могут использовать для того, чтобы обдумать, на каких именно мастер-классах хочется присутствовать, спланировать поездку.
На лекциях, беседах и концерте-открытии могут присутствовать слушатели из обоих залов. На заключительный концерт с оркестром, помимо всего прочего, будут продаваться билеты.
Количество студентов, играющих на мастер-классах, уменьшилось до двух человек. Это одна из издержек, которую пришлось понести в связи с увеличением количества педагогов. Для виолончелистов конкурс стал больше, но больше стал и выбор. Да и самих играющих участников теперь не 18, а 20.
Александр Рамм: «Не ты выбираешь волшебную палочку, а она тебя»
— Где желающие могут зарегистрироваться?
— Регистрация слушателей, как и в прошлый раз, пройдет на сайте Академии.
Ссылку на заявку для участия в мастер-классах можно подать в группе «CELLIST | Царство виолончели» ВКонтакте.
Конкурс для педагогов из регионов у нас тоже будет! В прошлый раз на Академию за счет организаторов приехали 12 педагогов из разных уголков России. Мы организовали им проживание, питание, трансфер и веселую экскурсию по столице — было очень душевно!
В этом году планируем поступить так же. Преподаватели виолончели из любого региона, кроме Москвы, заинтересованные в посещении Академии вместе с учениками, могут зайти в сообщество «CELLIST | Царство виолончели» ВКонтакте – там мы опубликуем и форму заявки, и всю необходимую информацию, и результаты (20 февраля).
— Будет ли трансляция событий Академии?
— Как и в прошлом году, будет организована трансляция и запись всех событий. Но, конечно, рекомендуем приходить/приезжать лично, потому что воспринимается все равно немного иначе.
— Подтверждаю: атмосфера на Академии совершенно уникальная! Настя, спасибо за рассказ! Поздравляю с премьерой фильма и с нетерпением жду марта!
Беседовал Борис Лифановский