Художественный руководитель и главный дирижер ГАСО Республики Татарстан Александр Сладковский впервые выступил с оркестром musicAeterna. Случай далеко не рядовой: Теодор Курентзис крайне редко и, кажется, весьма неохотно «отдает в чужие руки» выпестованный им коллектив.
Исключения, конечно, бывали (за пульт Этерны вставали немецкий маэстро Грегор Майерхофер, 2021, и худрук Нижегородского оперного театра Дмитрий Синьковский, 2023), но это именно единичные исключения, которые лишь подтверждают правило.
С Александром Сладковским в Санкт-петербургской государственной Капелле оркестр сыграл программу, целиком посвященную Дворжаку: 8 симфонию и виолончельный концерт (солист Алексей Жилин).
В эксклюзивном интервью ClassicalMusicNews.Ru Александр поделился впечатлениями об этом вечере и рассказал о некоторых ближайших проектах.
− Как прошел концерт с musicAeterna?
− Весьма успешно. Вообще для меня это были три дня общения и удовольствия с первого звука.
Я давно слежу за этим оркестром, знаю, как Теодор его создавал. И совершенно не ошибся в своих ожиданиях, потому что musicAeterna на репетиции играет с той же отдачей, что и на концерте, и мне это понятно и близко.
Я сказал Теодору, что «чувствую себя у тебя, в твоем оркестре, как у себя, в своем». Потому что мои музыканты так же трепетно относятся к тому, что они делают.
− Важно ведь и отношение музыкантов к приглашенным дирижерам – в данном случае, как я понимаю, без снобизма − как к своему руководителю…
− Да, вообще это оркестр блистательный, каждый солист там на вес золота, все как на подбор. У них серьезная кадровая политика, прекрасный концертмейстер Ольга Волкова. И всё заточено на успех.
Кураж, который они передают публике, и то, что я с ними испытал… Не хочу говорить громких слов, но для меня это стало поистине историческим событием.
− А как вообще проект состоялся? Теодор ведь ревниво относится к своему оркестру, крайне редко доверяет его коллегам…
− И правильно делает. Это же его детище – как можно иначе относиться? Оркестр – плоть от плоти он и есть. Надо отдать должное Теодору, он работает со своими музыкантами в основном сам, держит эту марку очень высоко.
А если говорить о том, как сложился проект… Дело в том, что в 2026 году будет 30 лет, как мы с Теодором знаем друг друга: познакомились еще в Санкт-петербургской консерватории. За это время много воды утекло, были разные пересечения, и я счастлив, что спустя столько лет мы нашли контакт на новом витке нашей истории.
Я знаю, что он следил за тем, как мы развиваемся в последние 15 лет. И, будучи человеком, который созидает, он понимает, как всё непросто, знает цену результату.
Мне приятно, что он пригласил меня на свою репетицию в Дом радио, когда мы были в Петербурге на гастролях с моим оркестром, и мы тепло встретились. А потом Теодор пришел к нам на концерт, послушал «Фантастическую симфонию» Берлиоза. После этого мы обсудили возможность взаимных приглашений. В Казани очень ждут, что Теодор приедет и поработает с нашим оркестром.
− А он уже дал согласие?
− Да, у нас это в планах, и я надеюсь, что в следующем сезоне визит случится.
Тут взаимная заинтересованность. С ГАСО Татарстана работало огромное количество дирижеров – и мэтров, и молодых, иностранных и наших. Но, конечно, я бы очень хотел, чтобы с нашим оркестром поработал Курентзис, сыграл бы любую программу, какую захочет. Я пообещал ему обеспечить необходимое количество репетиций.
«Ты просто знай, что мы тебя ждем, и оркестр мечтает пообщаться».
Между нами такой уровень доверия, когда ты не думаешь о том, что к тебе приехал кто-то в гости. Ты просто ждешь этого человека и предвкушаешь огромный успех.
Мы знаем о его достижениях и о том, что сами успели за это время, так что никакого чувства ревности ни у кого не может возникнуть. Мы развивались параллельно, и тут две линии пересеклись. Не скрою, я очень рад этому.
− Вы представили в Петербурге с musicAeterna монопрограмму из произведений Дворжака. Для меня, признаться, неожиданно: Дворжак до сих пор едва ли ассоциировался с этим оркестром. Откуда такая идея?
− Когда мы обсуждали репертуар, я первым делом спросил: какой у меня в распоряжении будет состав. Выяснилось, что состав парный, не огромный – порядка 70 человек, с ним можно играть определенную программу, но не всё (Малера или большие симфонии Шостаковича, к примеру, не сыграть). Можно исполнять Чайковского, Брамса, но не дальше.
Однако хотелось, чтобы получилось интересно, необычно, поэтому и возник Дворжак: я узнал, скажем, что, Восьмую симфонию musicAeterna точно не исполняла. И здесь все совпало: я предложил программу, которая не дублирует то, что делает Теодор, и которая, что называется, «не скрипит на зубах у музыкантов», а что-то новое. Так что, мне кажется, с выбором репертуара мы попали в точку.
− А что можно сказать об Алексее Жилине, солировавшем в Виолончельном концерте Дворжака? На сайте Musicaeterna его характеризуют как страстного, виртуозного и глубокого музыканта…
− Так и есть. Алексей − концертмейстер оркестра Musicaeterna, лауреат чуть ли не 15 международных конкурсов, много гастролирующий и как солист.
Музыкант это, действительно, незаурядный, звук его виолончели не спутаешь ни с чьим другим. А что касается Дворжака, то он у него, что называется, в пальцах, и мы с ним легко нашли общий язык.
− Александр, скажите: какая у вас политика в отношении оркестра и самого себя? Ведь есть главные дирижеры, которые много выступают сами, без своего оркестра. Есть те, кто не отдает свой оркестр в чужие руки. Существуют ведь разные конфигурации отношений.
− Какие-то знаковые вещи – например, абонемент ГАСО РТ в Московской филармонии, записи альбомов или гастроли – конечно, я никому не предлагаю делать. А в течение сезона − наоборот, я приглашаю как можно больше дирижеров, которые приносят пользу оркестру. Коллектив мобилен, он постоянно работает с разными людьми, и это новые практики, новые открытия.
Для меня принципиально важно, что я руководитель коллектива, отвечаю за него. Ни один приглашенный дирижер не сделает того, что делает Курентзис с musicAeterna, не сделает того, что я делаю со своим оркестром. Я же не могу все время дирижировать в Казани, публике интересны и другие маэстро, ну и существует мировая практика приглашений.
Что же касается меня лично, то я от многого отказываюсь. Я чувствую себя хорошо дома, в Казани, и у меня не всегда есть время и желание ехать за тридевять земель к оркестрам, у которых нет настоящего интереса и мотивации. Просто для галочки – зачем? Мне это нелюбопытно.
− А с какими оркестрами любопытно?
− Ну вот с musicAeterna – очень любопытно.
− А еще?
− Поживем – увидим. Но, например, я с удовольствием работаю с РНМСО Московской филармонии, у ребят отдача колоссальная, им все интересно, а это залог успеха. Но бывает, что даже у титулованных оркестров ты чувствуешь себя в гостях, а я уже не в том возрасте, чтобы в такой ситуации мне было комфортно.
− Этот сезон вы завершили в Казани 1 июня с Денисом Мацуевым – это был финальный аккорд фестиваля «Белая сирень». А что впереди, если говорить о концертах?
− В первой декаде июня – концерт в Венгрии, в Дебрецене, с оркестром и хором филармонии этого города, а 22-го я выступаю в Италии, в Бари (в театре Петруцелли) с известным итальянским виолончелистом Джованни Соллима.
− А что еще у вас в ближайшей перспективе?
− Летом запишем все пять фортепианных концертов Сергея Прокофьева с Сергеем Давыдченко.
− Невероятный парень, такие сложные концерты, как, например, Второй, редкие мэтры играют. А он его исполнил лет в 19, мне кажется…
− Да. Еще начинаю запись симфоний Малера: в этом сезоне успею Четвертую с Альбиной Шагимуратовой.
− Но потом будут ведь все?
− Я надеюсь.
Беседовала Ольга Русанова