Молодой пианист, представитель чеченского народа Элси Варандо, оканчивающий в этом году ассистентуру-стажировку Московской консерваторий, представил в апреле свою дебютную запись. Релиз включает в себя шедевры композиторов-романтиков – Листа и Рахманинова, прослоенные изысканными импрессионистическими «Образами» Дебюсси.
Выбор программы впечатляет: молодой артист остановился на самых известных виртуозных пьесах фортепианного репертуара. Но бесстрашие Элси унаследовал от своих кавказских предков…
Исполнитель на протяжении часа музыки (такова длительность альбома) демонстрирует разные оттенки своей романтической души: чувственную пылкость, лихую решительность, прозрачную меланхолию, хрупкую лирику и на все это ложится демоническая тень.
Дьявол всегда играет лучшие мелодии – альбом открывает Первый Мефисто-вальс. Одноактная драма Листа захватывает от начала до конца в мускулистом, не слишком сентиментальном прочтении.
Пианист представляет свое собственное видение произведения: вдохновленный редакциями Бузони и Горовица, музыкант внес ряд существенных добавлений, следуя своему вкусу и фантазии. Безупречная фортепианная техника, и ни капли академизма. Лирические эпизоды вальса, нежно истаивающие, ассоциируются с образом на обложке альбома; кто изображен на ней: муза пианиста? далекая мечта одного мечтателя (героя из фильма Бернардо Берталуччи)?..
«Образы» Дебюсси свободны от штампов «туманного импрессионизма». Фотография стала профессиональным увлечением Элси Варандо, и он мог бы использовать в своей интерпретации тонкие эффекты вроде расфокусировки. Но нет… В сверхвысокой четкости смелых текстур, формы и образов проявляются прямота и сила исполнительского подхода.
Крупные капли воды в «Отражениях» рельефно очерчены, а щедрая динамика пианиста создает теплую палитру красок. Антитеза этому – холодная строгость и благородная уравновешенность «Посвящения Рамо». В «Движениях» пианист устремлен вперед настолько, что слышен даже воздух между нажатием клавиш.
Интерпретацию рахманиновской Сонаты № 2 за переменчивость настроений и лихорадочную атмосферу можно назвать гиперромантической. Чтобы полностью отдаться экспрессии, музыкант выбрал для исполнения компактную редакцию сочинения 1931 года. Взбираясь в каскадах аккордов первой части к кульминационным вершинам, пианист, кажется, вот-вот сорвется, однако не теряет самообладание ни на миг. Пассажи в крайних частях исполнены властно и даже с дикой непринужденностью. А вторая часть – лирическая сердцевина, пятиминутное погружение в томно-восторженную изысканную дымку.
Мефистофельская ухмылка возвращается, чтобы увенчать альбом молодого пианиста. В «Вариациях на тему А. Корелли» С. Рахманинова главная тема – фолия, восходит к темпераментным народным танцам. В музыке барокко это постоянный символ смерти. Тема-эпиграф здесь – темный и страшный подвал человеческой жизни.
В первой половине сочинения Варандо тщательно продумывает темповые соотношения и переходы между вариациями; создается впечатление почти симфонического единства, некая нить перебрасывается от одной вариации к другой. Пример Рахманинова —исполняя своего «Корелли», великий русский музыкант ориентировался на кашель публики и сознательно пропускал некоторые из вариаций — заразителен. Элси Варандо не отдает дьяволу ни одного звука: его вариационный цикл подобен кинематографической непрерывной ленте.
Или жемчужному ожерелью, где каждая бусина – взгляд на мир под другим углом. С легкой вульгарностью заигрывает со слушателем VIII вариация; обволакивает нуаром IX. XV вариация – безмятежная колыбельная без толики беспокойства, вариации с XVIII по XX особенно впечатляют в данном исполнении – еще чуть-чуть и свалишься в бездну черного безумия.
И пианист близок к этому. Взяв изначально живой темп, его руки жонглируют октавными пассажами, в какой-то момент исполнение становится механистичным, не переходя грань нервного срыва. Последний аккорд перед кодой музыкант буквально добивает – что угодно, только бы не впасть в безумство. Приглушенная чарующая кода заставляет забыть все происходящее и погрузиться в мягкое звучание рояля.
Первая сольная запись еще не столь известного в музыкальных кругах пианиста – возможность по-новому посмотреть на «вечную классику». Элси Варандо удалось найти что-то свежее и необычное там, где, казалось бы, все потайные двери уже открыты.
Анна Коломоец