Среди множества книги об опере, оперных звездах и оперных театров книга Ирины Каракозовой The Diamond Mine. On Opera Singers with Love «Бриллиантовая россыпь. Об оперных певцах с любовью» (Library of Congress of the USA, 2018) занимает особое место.
Я очень рада, что имею возможность поделиться своим мнением об этой книге, поскольку знакома и с автором, и с большинством героев, иногда лично, иногда виртуально, а свое мнение не раз выражала на страницах «Миров Орфея». Замечательно, что многолетняя работа Ирины, ее глубокое знание и понимание оперы и оперных исполнителей, воплотились в этой книге, которая интересна и российскому, и зарубежному читателю по нескольким причинам.
Прежде всего, важен подзаголовок книги – «Об оперных певцах с любовью». Книга написана человеком, который искренне любит искусство оперы и своих героев – оперных певцов, которым посвящены отдельные главы книги.
«Эта книга — выражение восхищения, преклонения и любви автора оперным певцам и оперному искусству. Мир этот необъятен, изыскан и неповторим.» (с. 4)
Писать об искусстве можно по-разному, и часто мы встречаемся с вполне добросовестными исследованиями, в которых отсутствует эмоциональная вовлеченность автора. Можно ли и нужно ли писать об искусстве, не любя его? Существует ли объективная позиция исследователя или критика, основанная на индифферентности (или даже нелюбви) к своему материалу?
На мой взгляд, несмотря на всё уважение к фундаментальным трудам в области искусствознания, только те из них действительно имеют ценность в культуре, которые основаны, прежде всего, на любви к искусству. Недаром в наши дни все чаще встречается понятие «эмоциональный интеллект», применяемое в деловых сферах, но очень перспективное и с точки зрения подхода к художественному творчеству.
На мой взгляд, отношение Ирины Каракозовой можно определить именно так – любовь ведет к осмыслению и интеллектуальной рефлексии, и мы видим героев книги во всем богатстве их личного и творческого мира. Язык автора меняет свою стилистическую окраску, от «объективного» рассказа до личностно окрашенного впечатления, в котором звучит искренняя любовь и восхищение.
Вот пример того, как автор рассказывает об одном из своих героев, известном баритоне Борисе Стаценко:
«Голосу Бориса Стаценко подвластно все. Неповторимый по красоте тембра, он звучит полетно и мощно, есть в нем притягательность, неотвратимость какая-то, бесконечность» (с.27).
Читая эти строки, я задумываюсь о жанре книги Ирины Каракозовой – она, на мой взгляд, полистилистична, сочетая в себе нарратив и лирическую прозу, биографию и музыкальную критику. Это позволяет раскрыть все грани жизни героев на фоне судьбы страны и мира театра, и это выходит за рамки оперной тематики, представляя общекультурный интерес.
Еще одной важной чертой этого издания является описание мира русского оперного театра, провинциального и столичного, во всех сложностях его существования, связанного со сменой эпох поворотами истории нашей страны в последние десятилетия. Этот мир мало известен публике, даже той, которая любит оперу — в наше время известность приобретают те постановки и исполнители, которые «раскручены» на мировой оперной сцене, чьи записи оцифрованы и выложены на различных интернет-ресурсах, а портреты постоянно мелькают на страницах соцсетей.
В книге Ирины Каракозовой описан реальный мир русского театра, столь любимого ею Самарского академического театра оперы и балета и Московского театра «Новая опера», во всем его разнообразии, исторических переменах, трудностях и достижениях.
Очень важна в этой книге позиция автора. Писать об искусстве можно по-разному: занимая место стороннего наблюдателя или аналитика, или эмпатически погружаясь в свой материал, становясь на позиции своих героев. Ирине Каракозовой удалось объединить эти подходы, и в ее очерках о судьбах артистов мы можем проследить их личное, и профессиональное становление.
Читателя знакомят с разнообразными впечатлениями жизни того или иного героя, а затем он предстает перед нами как Артист, как человек творчества. В жизни всех героев книги искусство стало судьбой, но пришли к этой судьбе все по-разному.
Что касается героев книги, у них разные творческие и личные судьбы, разная степень известности и востребованности. Что значит известность в сегодняшнем мире, где искусство следует законам маркетинга и пиара? Как создаются звезды и каковы критерии качества исполнения? Часто достойные исполнители не могут найти свое место в глобализованном музыкальном мире по разным причинам, от отсутствия хорошего менеджера до укорененности в собственном театре.
Немалую, если не главную роль в процессе становления звезды играет активность в информационном пространстве, которая часто невозможна для старшего поколения исполнителей, в результате чего их творчество остается уделом театральных архивов. В качестве примера приведу мои собственные встречи и беседы с Александром Сергеевичем Сибирцевым, которому посвящена одна из самых ярких глав этой книги – «Рыцарь оперы». Портрет этого замечательного человека живо предстает перед читателем:
«Какое счастье — солнечные добрые люди! А когда они еще необыкновенно талантливы, прекрасны и они щедро дарят свой талант всем, кто имеет счастье с ним соприкоснуться, они — носители всего самого светлого, возвышенного, творцы красоты милостью Божьей. Такой человек Александр Сергеевич Сибирцев, выдающийся русский певец, блистательный тенор и артист» (с 33).
В свое время я делала интервью с этим действительно замечательным человеком, и меня поразило отсутствие записей выступлений и спектаклей. Он не занимается «самопиаром», а в Самарском оперном театре, которому он отдал много лет своей жизни, архивные записи исчезли в небытие во время административных перестановок и ремонта. В результате ценнейший материал отечественной истории оперы утерян. С трудом удалось достать и оцифровать несколько записей, но это капля в море того, что не пережило переход на новые технологии и оказалось в забвении. Это относится не только к А. С. Сибирцеву, но ко многим исполнителям, оставшимся за бортом новой цифровой цивилизации.
Я столь подробно рассказываю об этой проблеме, потому что книга Ирины Каракозовой, кроме прочих достоинств, еще и представляет собой важный вклад в культурную память отечественного оперного искусства. (В тексте есть ссылки на конкретные страницы youtube.com, где можно послушать тех, о ком рассказывает автор).
Не хватает только диска с записями героев книги. Некоторые из них, такие как Борис Стаценко и Владимир Байков широко известны в музыкальном мире, их записи доступны на интернет-ресурсах. Некоторые, в особенности замечательные певцы Самарской оперы Татьяна Протопопова (в 2017 году преждевременно ушедшая из жизни), Валерий Бондарев, Татьяна Гайворонская заслуживают более широкого признания.
Еще раз остановлюсь на разнообразии авторского стиля и способов подачи материала. Если со страниц книги об А. С. Сибирцеве предстает былинный русский певец, то это потому, что автор в повествовании сохраняет живые интонации самого А. Сибирцева.
А «Полета вольное упорство». Владимир Байков о музыке и музыкантах» выдержана в стиле диалога, порой переходящего в необычайно увлекательные монологи певца, который сам великолепно владеет словом. Автор доверяет своим героям, и это так же одно из достоинств ее работы.
Поскольку данное издание – избранное, то каждую книгу, в объемном томе являющуюся одновременно и главой, вошедшей в него, Ирина Каракозова предваряет небольшими вступлениями, в которых вспоминает о том, как шла работа с каждым героем. Светлой грустью и неизъяснимой печалью наполнено вступление к очерку о Татьяне Протопоповой:
«Её уже нет…но для меня она никуда не ушла. Просто одним ангелом на Небе стало больше.»
И, наоборот, восхищение и радость предваряет книгу-главу о Татьяне Гайворонской:
«Она настоящая Прима…красота, волшебство голоса,какое-то неизъяснимое сияние исходит от нее» (с.61)
Да, в это издание вошли и эссе – как о Татьяне Протопоповой, и часть монографии «Бондаревы: либретто жизни» – о великолепном лирическом теноре Самарской оперы Валерии Бондареве, который, справив 70-летний юбилей по-прежнему радует своих многочисленных «как звезды на Небе, поклонников» (с. 136).
Не менее ценно и то, что в книгу включено два специально написанных материала. Очерк о молодом, но необыкновенно перспективном главном дирижере Самарского академического театра оперы и балета Евгении Хохлове – «Дирижер, которого ждали…» и, логическое его продолжение – статья из альманаха «Миры Орфея» о совместном концерте в Санкт-Петербургской филармонии Академического русского оркестра им. В. Андреева (многие годы им руководит отец Евгения, выдающийся дирижер Дмитрий Хохлов), Владимира Байкова и Евгения Хохлова, который был дирижером этого концерта.
Ирина сделала не просто статью, а познавательный экскурс в историю оркестра, воздав должное и основателю, Художественному руководителю и главному дирижеру, и двум замечательным музыкантам – В. Байкову и Е. Хохлову,
«которые в настоящее время во многом определяют лицо академического музыкального искусства и находятся в расцвете творческих сил и таланта» (с.159)
Как культурологу, так и читателю необыкновенно интересно будет ознакомиться и с очерком об театре вообще в котором художественно и увлекательно обозначены наиболее значимые и яркие моменты истории этого вида искусства: «Театр – это навсегда» своего рода мини-исследование.
Завершает издание библиография всех трудов автора, не только тех, которые вошли в Проект, что подчеркивает его научность. За это особая признательность составителям: переводчику Натали Пайдж и редактору д-ру Г. Лейку, издательскому отделу Библиотеки Конгресса , который осуществил англоязычное издание Избранного.
Благодарность издательскому центру «Гарц» Программы Международного гуманитарного обмена Project Harmony Program, который выпустил аналогичный тираж на русском языке.(Напомним, что это благотворительный Проект и книги поступают в соответствующие отделы универсальных научных и специализированных библиотек).
Издавая эти работы, руководители проекта расширяют знания о русской оперной школе и создают своеобразный Фонд культурной памяти, который должен пополняться новыми произведениями, книгами, записями, иллюстрациями, чтобы великое искусство оперы продолжало свои традиции и в современном мире.
Екатерина Шапинская, orfeiart.ru