Очередной скандал разразился в сфере культуры в Новосибирске. Директор Новосибирской областной филармонии Бейбит Мухамедин отказался предоставить зал имени Арнольда Каца для празднования полувекового юбилея Новосибирской специальной музыкальной школы, из стен которой вышла целая плеяда известных российских музыкантов.
В марте будущего года к своему 50-летию известное федеральное учебное заведение, выпускниками которого являются Вадим Репин, Антон Бараховский, Максим Венгеров и Дмитрий Маслеев, планировало провести торжественное мероприятие в крупнейшем концертном зале города. Однако руководство филармонии заявило, что готово выделить помещение Государственного концертного зала имени Арнольда Каца только на условиях коммерческой аренды.
В министерстве культуры Новосибирской области уже назвали глупостью решение директора филармонии, заверив, что юбилей легендарной музыкальной школы Новосибирска будет отпразднован на самом высоком уровне.
“Если это так, то это большая ошибка”,
– заявил художественный руководитель филармонии Владимир Калужский.
“Специальная музыкальная школа – одно из самых ярких достояний культурного облика Новосибирска. Деятельность школы, ее выпускники известны далеко за пределами нашей страны и прославляют Новосибирскую область, а многие ее выпускники работают в коллективах филармонии”.
Сам художественный руководитель о подробностях возникшего конфликта не знает. Но, как утверждают источники, Новосибирская специальная музыкальная школа к своему полувековому юбилею планировала провести серию концертов. Часть из них должна была пройти в зале учебного заведения, который считается в Новосибирске одним из лучших.
Финальную часть серии выступлений, где должны были принять участие ученики школы и ее титулованные выпускники, предполагалось провести в Концертном зале имени Каца. Однако оказалось, что идею реализовать оказалось не так просто.
Директор Новосибирской областной филармонии, в распоряжении которой находится зал имени Каца, согласился выделить помещение только на правах коммерческой аренды. При этом, как уверяют источники, Бейбит Мухамедин сослался на то, что в марте будущего года зал может понадобиться для мероприятий правительства Новосибирской области, приуроченных к празднованию 8 марта, а также апеллировал к тому, что в марте традиционно начинается Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина.
Известно, что практика предоставления концертных залов довольно обширна. Одним дружественным организациям филармония может предоставить помещение безвозмездно. Другим – на условиях, когда стороны поровну могут поделить как расходы, так и доходы от проведенного мероприятия.
Существуют также более сложные схемы, когда арендодатель учитывает особенности и специфику деятельности арендатора.
Разговоров о том, что в последнее время Новосибирская областная филармония увлеклась сдачей в аренду своих помещений, в последнее время ходит немало. Про концертную организацию, в управлении которой находится большой Государственный концертный зал имени Каца и камерный зал в Доме Ленина, все чаще стали говорить, что она обладает излишней материальной базой.
На правах аренды проводятся выступления известных исполнителей Дениса Мацуева и Хиблы Герзмавы, несмотря на то, что от продажи билетов можно было получить большую выручку.
Говорят, что рекорд был поставлен в ноябре прошлого года, когда в филармонии прошло около 20 «арендованных» мероприятий. Тогда из-за сдачи Дома Ленина дату концерта одного из абонементов пришлось перенести на день, когда шел фестиваль «Классика», в результате чего публика «разрывалась» между Домом Ленина и залом имени Каца.
Кстати, маэстро Арнольд Кац, чье имя носит Государственный концертный зал, в свое время плотно сотрудничал со средней специальной музыкальной школой, которая была создана в 1970 году. Школа довольно долго работала как учебное заведение при Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, но в 2003 году в соответствии с приказом министерства культуры РФ статус школы изменился. Она стала федеральным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования, а с 2016 года превратилась в федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение – «Новосибирская специальная музыкальная школа».
Стоит отметить, что свой федеральный статус Новосибирская специальная музыкальная школа получила не случайно. Именно из ее классов в большую музыкальную жизнь отправился не один победитель крупнейших международных и всероссийских конкурсов. В числе первых были выдающиеся скрипачи современности Вадим Репин, Антон Бараховский, Максим Венгеров, а позже внук дирижера оперного тетра Исидора Зака – Илья Коновалов, ставший затем концертмейстером Израильского филармонического оркестра п/у Зубина Меты.
Среди пианистов, которые начинали в школе, стоит отметить Наталью Талдыкину, Татьяну Абрамову, Татьяну Черничку, Илью Рашковсковского и Льва Терскова, а также Дмитрия Маслеева, победившего на последнем Конкурсе имени Чайковского.
В стенах школы формировались таланты виолончелистов Александра Неустроева и Екатерины Базановой, гобоиста Михаила Журавлева, кларнетистов Станислава и Данилы Янковских, балалаечника Александра Марчаковского, домриста Андрея Кугаевского и баяниста Романа Жбанова.
Директор специальной музыкальной школы Александр Марченко отказался комментировать ситуацию. Взять комментарий у директора филармонии редакции также не удалось:
“Я не могу сейчас говорить”,
– сообщил сначала Бейбит Мухамедин, отвечая на звонок корреспондента, но потом просто перестал брать трубку.
Зато свое отношение к инциденту высказал министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников, назвав случившуюся историю глупостью.
“Человек просто не подумал о последствиях того, что он сделал”,
– заявил Игорь Решетников, подчеркнув, что 50-летие специальной музыкальной школы будет отмечено на самом высоком уровне.
“Вопрос о том, праздновать или не праздновать юбилей школы, которая прославила Новосибирск на федеральном уровне, даже не обсуждается. Специальная музыкальная школа и ее директор Александр Тихонович Марченко – наша гордость, и мы приложим для этого все усилия”.
Евгений Казаринов, “Сибкрай“