В преддверии 1 сентября – Дня знаний и начала учебного года – Михаил Лидский вновь возвращается к размышлениям на темы, связанные с музыкальным образованием.
…С надеждой слежу за работой группы при Министерстве культуры РФ, одну из подгрупп которой возглавляет Екатерина Мечетина. Просматривается шанс на благоприятные решения федерального уровня.
Основной проблемой представляется мне пропорция между обучающимися по предпрофессиональным (ПП) и общеразвивающим (ОР) программам. Уровень учителей, количество и качество учеников, оснащенность школ (для ПП-программ имеются особые требования к материально-технической базе) сильно различаются по регионам, поэтому найти подходящий для всех параметр затруднительно.
Если оставить решение региональным властям, то у них появится соблазн увеличить долю более дешевых ОР-мест за счет ПП-мест, что ведет к деградации школ до уровня кружков; последнее, разумеется, недопустимо.
Другая проблема – самый характер ОР-программ. Если стремиться к качественному преподаванию при действующем законе, то полагал бы разумным узаконить такую ОР-программу, которая подошла бы будущим певцам, теоретикам, дирижерам, звукорежиссерам, – для которых приемлемо владение инструментом на уровне, условно говоря, общего фортепиано – при сильной теоретической составляющей.
Однако я продолжаю считать, что лучше всего отказаться от разделения программ на ПП и ОР: в рамках общей программы квалифицированный педагог найдет адекватную реализацию для конкретного ученика. Но этот вариант требует ревизии Закона об образовании.
Похоже, что финансовый фактор – разница в стоимости ПП и ОР – имеет решающее значение (мы видели тому немало подтверждений). Именно поэтому я предлагал вывести всю систему образования из общехозяйственной сферы, воссоздав в современной форме ИРМО (Императорское Русское музыкальное общество). Такой вариант, на мой взгляд, позволил бы гораздо свободнее решать все проблемы – и в том числе финансовую. Но он, разумеется, сопряжен с еще более серьезной ревизией законодательства и реорганизацией.
Что же касается положения в Москве, то оно, увы, практически не изменилось.
Слегка – отнюдь не существенно – изменен безобразный порядок аттестации педагогов. Сайт ДОПСКИ переехал на адрес metodcabinet.ru, претерпел своего рода косметический ремонт, но безграмотные образцы вопросов – на месте. На месте и г-жа К. (о ней уже песни поют, как мы знаем).
На месте и “трубадур Департамента” г-н Бутман, устроивший отвратительную сцену в комментария к посту Екатерины Мечетиной и до сих пор не извинившийся. Хорошо же член высшего совета ЕР следует указанию лидера о недопустимости хамства и чванства… В пору моего детства пелось “В хоккей играют настоящие мужчины”, но то было уже давно.
Вопрос, есть ли у г. Бутмана высшее образование, остается открытым. Разве не должен ректор академии знать то, чему он собирается учить студентов, и то, как вуз устроен, как работает, как в академической среде принято разговаривать с коллегами (помимо умения вести себя прилично вообще)?..
Министр Кибовский на мое открытое письмо так и не ответил (хотя в очной полемике был весьма агрессивен, как все могли видеть (выступление М. Лидского и дальнейшая его дискуссия с Александром Кибовским начинается примерно на 9’50” в видео по ссылке – ClassicalMusicNews.Ru), перепоручив это все тому же г. Шематинову – очередная отписка последнего прилагается.
[gview file=”https://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2019/08/shematinov-answer.pdf”]
Все то, с чем министр публично согласился, объявлено невозможным (под несущественными предлогами), а сказанное по поводу конфликта вокруг ДОПСКИ обойдено молчанием. Разумеется, этот ответ не делает чести моим виз-а-ви.
Гг. из Департамента как будто не понимают, что аттестация педагогов в нынешней форме унизительна (помимо того, что контрпродуктивна), – видимо, у них другие “культурные коды”: эти люди как-то иначе воспитаны. А чем еще объяснить, к примеру, что тест с легато на повторяющихся нотах и прочими шедеврами перенесен со старого сайта ДОПСКИ на новый – после всех разговоров, выяснений, скандалов?.. Политическая провокация? “Мы здесь власть” – и над легато, и над арпеджио, и над Куприным… Не исключено.
Как историк, г-н министр должен бы знать, что начальственные проявления такого рода отнюдь не способствуют гражданскому миру. В “письме 225” уже сказано, что самоуверенное невежество г-жи К. дискредитирует власть. К сожалению, вынужден сказать то же о ряде действий и манерах самого министра.
Более того: не вижу, увы, возможности отрицать, что и мэр Собянин пренебрежением к адресованному ему письму 225-ти и обсуждаемой теме в целом (как известно, даже Президент о ней высказывался неоднократно) оскорбил подписавших, да и все профессиональное сообщество. Неужели мало бесчинств на улицах?
22 апреля 2019, как известно, состоялась первая за несколько лет встреча директоров московских ДШИ с г-ном Кибовским. Она носила практически закрытый характер: официальные данные ограничиваются малосодержательной реляцией. (Бросается в глаза контраст с транслируемыми собраниями в Комитете по культуре Государственной думы, после которых появляются обстоятельные рекомендации.) В сообщении “Вечерней Москвы” комплименты подчиненных начальству представлены чуть подробнее.
В частности, директор ДШИ им. Рихтера г-жа Михалева изрекла:
“Такого беспрецедентного развития школ искусств не было за все годы моей работы”.
Г-жа Михалева явно не далека от истины – это понятно не только по ее плохому владению русским языком (редакторам “Вечерней Москвы” тоже соболезную: когда-то была газета более или менее профессиональная). Освоение бюджета идет ударными темпами и, вероятно, не без пользы делу, – но речь-то совсем о другом.
Длинный перечень появившихся в последние месяцы жалоб на безобразия в московских школах и училищах (мерзости с аттестацией, назначение не знающих нотной грамоты директоров, профанация программ, засилие конкурсов, бюрократизм, прямой криминал, преследования несогласных, скандалы со зданиями, недобросовестный и некачественный ремонт…) теперь дополняется сюжетами “второго поколения”, – когда директорам продлевают контракт лишь краткосрочно, открыто объясняя, что это делается в наказание за протесты педагогов.
Если кто из писавших желает, милости прошу обнародовать жалобы здесь в комментариях. Пока же ограничусь цитатой из Заслуженного деятеля искусств РФ Е. С. Баранкина:
“Позорная ситуация, в которой Департамент культуры является и разрушителем, и структурой, в которой некомпетентность является вопиющей”.
Уважаемые коллеги! Хотя я, как и товарищи мои, с сочувствием отношусь к вашим жалобам и по-прежнему готов содействовать, не могу не сказать, что жаловаться следует прежде всего в вышестоящие инстанции, прокуратуру, суд и др. Понимаю, это сопряжено с риском, – но не стоит и преувеличивать.
Кстати, у меня почти все московские концерты проходят по линии городского департамента (ММДМ, Москонцерт, Зарядье…), – в то время как с проституцией (именно так определил нашу работу мой знаменитый одноклассник, – думаю, все же не вполне точно употребив множественное число) у меня обстоит неважно, эксгибиционизм развит не так чтобы очень, а на полставки доцента МГК долго не протянешь (продвижение по службе мне, по новейшим узаконениям, не светит).
Право же, неприятности с московскими властями полезны мне не больше, чем вам. Но, как видите, пишу, и пока вроде ничего… (Извините, что пришлось сказать тут о себе.)
Еще весной, в разгар полемики, я обратился к н. а. России Н. Н. Губенко – Заместителю председателя Московской городской Думы, члену комиссии Мосгордумы по культуре, экс-министру культуры СССР и выдающемуся артисту, – изложив известные читателю обстоятельства. В отличие от гг. из Мэрии, Николай Николаевич ответил сам, причем на следующий день (переписка официальная):
“Я знаком с этой печальной ситуацией, и она вызывает у меня возмущение. Она – порождение сегодняшней образовательной политики, когда образование и воспитание низведены до набора «образовательных услуг», имеющих своё стоимостное выражение.
А дальше начинается «оптимизация» расходов, как мы все видим на примере образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения. Повторяю, нормальному человеку с этим согласиться невозможно.
(Вот, кстати, еще к вопросу о разности культурных кодов. Мне доводилось уже говорить о нынешней конфликтной ситуации как о столкновении коммерческого отношения к жизни с принципиально иным. Я не столь категоричен, как коммунист Н.Н. Губенко, но не могу не вспомнить, что Екатерина Кретова регулярно пишет о нынешних “культурмахерах” как о марсианах, Андрей Иков назвал мое открытое письмо г. Кибовскому серенадой Чугункину, а Валерий Сторчак считает политику московского Департамента культуры антирусской (все это можно было прочесть в комментариях на Facebook).
Людей разных взглядов относительно данного случая объединяет ощущение чего-то дикого, нелепого, враждебного до основания, до корней, до сердцевины. – прим. М.Л.)
К сожалению, по действующему законодательству депутаты лишены возможности влиять на эту политику, у них отсутствуют распорядительные и контрольные полномочия. Это значит, что у нас нет права вмешиваться в деятельность органов исполнительной власти, в том числе и по вопросам детского музыкального образования. Эти вопросы целиком в компетенции исполнительной власти.
Депутат от оппозиции может выразить свой протест двумя способами – проголосовать против и выступить с трибуны с осуждением проводимых реформ. И то, и другое мы делаем регулярно. Сути дела это не меняет.
В этом смысле протесты музыкальной общественности в гораздо бОльшей степени могут повлиять на ситуацию. […]”
Как повлияли на данную ситуацию протесты музыкальной общественности, мы знаем – заметно; но не в Москве. Ходили разговоры о круглом столе в Московской думе по нашей теме, но только разговоры.
8 сентября 2019 предстоят новые выборы в Мосгордуму – полагаю, было бы ошибкой не воспользоваться этой возможностью. Глядишь, станет больше голосов “против”, о которых пишет Н. Н. Губенко: вода камень точит, – особенно если федеральная рабочая группа поможет. А то еще наберутся голоса “за” что-нибудь путное.
Пусть наша тема – не самая острая в городе, но, думаю, все же многие москвичи не хотят, чтобы в музыкальных школах и училищах шли уроки музыкальной культуры по новейшей методике прославившейся дамы.
Еще больше – чтобы на бульварах и в парках по выходным гремела попса, ставились дебильные истуканы, бюджетные деньги шли на театр Серебренникова, культурные и образовательные учреждения возглавляли хамы и невежды, а министр вроде как культуры паясничал в футболке с изображениями Пушкина, указывая другим, какие сайты не посещать, и т. д. и т. д.
Вот список кандидатов в депутаты Московской городской думы. На том же сайте можно задавать им вопросы. Можно, разумеется, связываться и иначе – например, через социальные сети.
Узнавайте, коллеги, позицию кандидатов по нашей теме: как оценивают создавшееся положение и что намерены предпринять; затем решайте сами, как голосовать.
На мой взгляд, это и разумно, и достойно.
Наконец, то, с чего начал предыдущий опус.
Как известно, Мгера Махсудяна, обвиненного в истязании маленькой ученицы, отправили под домашний арест до 24 июня 2019 – на эту дату было назначено рассмотрение дела в суде по существу. Последняя новость по этой теме в Яндексе датирована 2 мая, пресс-служба Хорошовского суда в ответ запрос “ClassicalMusicNews.Ru” сообщила, что срок домашнего ареста продлен до 5 сентября.
В ректорате МГК мне сообщили, что г-н Махсудян благополучно окончил МГК и держал экзамены в ассистентуру-стажировку (аспирантуру); последнее, правда, неудачно.
Понимайте как знаете, дамы и господа. Сами не плошайте.
Михаил Лидский