К недавним событиям… Дикий случай с Мгером Махсудяном.
И я, и коллеги немедленно среагировали единственно возможным образом: показанное на видео недопустимо ни при каких обстоятельствах.
Пианиста-репетитора задержали за издевательства над ученицей
По мере появления в печати подробностей, возникают, правда, вопросы (сказанного, однако, никак не отменяющие). Почему ребенку с особенностями развития берут в репетиторы человека мало того, что специально не подготовленного, но еще как бы самого не с этими самыми особенностями? Почему оставляют их наедине? Почему родители сначала ставят скрытую камеру и, несмотря на извинения репетитора, заявляют в полицию, но затем просят суд не арестовывать Махсудяна?
Есть и другие детали, вызывающие недоумение.
Главная же странность – уж больно шикарный подарок получили противники нашей системы муз. образования: студент Московской консерватории (как известно, центром сопротивления “нереформам” стала именно она) по классу подписавшего письмо 225 проф. А. А. Мндоянца, да вдобавок недолгое время учившийся у Екатерины Мечетиной в бытность последней ассистентом профессора)… И какие показания – и сразу в печати… Так нас всех подставить – и в какой момент!
Закономерно поднялась волна возмущения. Кто-то искренне негодует, кто-то цинично сводит старые счеты, кто-то пускается в околополитические спекуляции, кто-то пользуется моментом для рекламы своего товара…
Пользователи “Яндекс.Музыки” рассказали, чьи песни включили бы в школьную программу
(Для сравнения: когда через день после аттестации умер – ни больше, ни меньше – пожилой педагог московской ДМШ, ничего сравнимого не было; разумеется, “после” не автоматически означает “вследствие”, но столь же очевидно, что пожилым людям смертельно опасен стресс.)
Попробую присоединить голос к негромкому хору пытающихся разобраться в ситуации. На мой взгляд, этот случай показывает, в первую очередь, то, чем в действительности должно заниматься государство в муз. образовании, а именно обеспечить настоящий, а не фиктивный (аттестация по версии ДОПСКИ) контроль качества преподавания (как нужен контроль на дорогах, в воздушном сообщении, медицине, армии…).
Но лучший контроль, как гласила надпись в советских автобусах, – совесть пассажира. Все мы знаем: мастерство педагога состоит едва ли не прежде всего в том, чтобы побудить ученика делать над собою усилия, выполнять тяжелую работу, каковой является наше дело.
Без труда, как нынче стали забывать, не вынешь и рыбку из пруда, причем не важно, станет ли изучаемое дело профессией: это вопрос, если угодно, этический (добросовестность). Надо, коллеги, лучше работать, держа себя в руках…
Мне, конечно, легко говорить: я детей только консультирую, а не веду, – со студентами в этом отношении куда проще. Как раз накануне моя китайская студентка, игравшая невесть как, сообщила, с трудом подбирая английские слова, что на этой неделе плохо занималась, т. к. была не в настроении…
Музыка – субстанция эмоциональная: тут сдержанность вдвойне трудна. Остается лишь снять шляпу перед “педиатрами”.
И еще: давайте тщательно выбирать выражения. Как видим, не вполне точное слово уважаемого профессора Г. В. Маяровской на недавнем круглом столе в Думе вышло делу боком. Ясно, что на самом деле речь не о насилии учителя над учеником, а о том, чтобы воспитать в последнем потребность делать необходимые усилия, а также дисциплину; но само собой это ясно не всем, а недоброжелателям только того и надо.
Написав слово “советский”, перехожу к проклятиям советской музыкальной школе, якобы основанной на унижении. Да если бы она была основана на унижении и насилии, – из нее давно все разбежались бы: кто же станет такое терпеть?.. Но не разбегаются. Как верно пишет Олеся Двоскина,
“никакой садизм, жестокость, враждебность не дадут ярких творческих результатов. […] Для того чтобы что-то получилось, ученик и учитель должны быть союзниками”.
А яркие результаты налицо. Их слишком много, чтобы быть вопреки системе. Следовательно, случаи насилия суть уродство, патология, аномалия в системе, а не ее сущность. С уродством должно бороться профессиональное сообщество при помощи государства.
Я к сов. власти, коммунизму всегда относился плохо (с годами, впрочем, стал несколько терпимее: узнал кое-что, а главное – вволю насмотрелся на сытых, хамских богачей-проходимцев). Но какой же смысл черное называть белым, яростно размахивая эпитетом “советский”, как горилла дубиной?..
Даже у Ахматовой он встречается в положительной коннотации. А школа наша уже скоро 30 лет как антисоветская, причем последние примерно 5 лет – немалый срок – музыкальными школами Москвы ведает г-жа К. под руководством г. К.
Методы наши десоветизаторы используют не просто советские, а, я бы сказал, кондово-советские (о них уже много написано). А такие бюрократизм и детская конкурсомания (если кто забыл, я с этого начал разговор о школах), возведенная, по меткому выражению той же Олеси Двоскиной, в конкурсометрию, т.е. узаконенная и поощряемая, – советской школе и не снились.
При сов. власти тов.тов. из ДОПСКИ суток бы не проработали после знаменитого видео из порнохаба, да и начальники их, думаю, сложили бы буйные партбилеты. Говоря чистосердечно, мне их не было бы очень жаль.
А какое отношение случай с Махсудяном имеет к безграмотности ДОПСКИ? К издевательской бесполезной аттестации? К профанации программ, фактически превращающей школы в кружки? Никакого: уродство может появиться и, к несчастью, время от времени появляется везде – независимо от профессии (армия, церковь, коммерция…) и страны (см. хоть ролик с весьма грязно ругающимся Йоргом Демусом).
Как информационный повод – да, но это же не по существу: очередной “обман трудящихся”… Однако, пока трудящиеся будут, пусть молчаливо, соглашаться с обманом, хамством, профанацией и проч. и проч., воз останется там, где ныне.
Бывшие музыканты мстят настоящим – это известное явление:
“Нет ничего прекраснее и масштабнее по эффекту влияния, чем заниматься образованием”.
Разве издевательство репетитора над ученицей “лучше” издевательств ДОПСКИ над учителями?.. Но судят Мгера Махсудяна (видимо, заслуженно), в то время как автора приведенной цитаты шеф произвел в почетные инакомыслящие.
Из других новостей – циничная полуграмотная отписка из Мэрии и вполне в брежневском фанфарно-лакировочном духе выдержанное официальное сообщение о коллегии 22 апреля (я уже приводил эти документы у себя на стр.; репортаж о коллегии в аналогичном исп. “Вечерней Москвы”.
И то и другое является, с моей т.зр., признаком морального разложения соответствующих авторов.
Финансирование столичных школ искусств выросло на 2 миллиарда рублей
Чуть подробнее об отписке г. Шематинова. В ней говорится, в частности, что аттестационная комиссия принимает все решения коллегиально: это, видимо, призвано оправдать руководителя ДОПСКИ. Смешно, но раз уж речь пошла о членах этой самой комиссии, следует назвать н.а. России И. М. Бутмана, в недавней дискуссии с коллегами выступившего выдающимся образом.
Вспоминаю ханжеский скандал из-за фотографии учительницы в купальнике, сделанной, если не ошибаюсь, на соревнованиях по плаванию: учительницу аж с работы уволили (правда, потом извинились). Здесь же не просто учитель, а директор училища и без пяти минут ректор “Академии прихватизации” предстает прямо-таки во всем великолепии базовой академической части – широкой, глубокой, объемной.
Поздравим порно-хаб с очередной звездой. Как говорят по месту второго гражданства члена Высшего совета партии «Единая Россия» мистера Бутмана, birds of feather flock together (по-русски это что-то вроде “рыбак рыбака…”).
Интересно, каков будет ответ на мое открытое письмо министру Кибовскому: будет ли хоть что-то по существу. Как историк, г. министр должен был бы учесть опыт прошлого…
Михаил Лидский написал открытое письмо Александру Кибовскому