Аналитическая группа газеты «Музыкальное обозрение» продолжает долгосрочный проект «Камерата России».
Как всегда, ближе к концу прошлого сезона оркестрам были посланы анкеты с вопросами об их деятельности в течение сезона. Большинство коллективов откликнулись достаточно подробными ответами.
Кому-то, видимо, помешали это сделать объективные обстоятельства (иногда готовить отчеты просто некому). Некоторые не ведут статистику или ведут ее крайне неточно. Кто-то, возможно, по каким-то причинам не хочет видеть себя на камерно-оркестровой карте страны.
Тем не менее, на основе присланных и проанализированных материалов формируется довольно любопытная картина. Камерно-оркестровое «хозяйство» в нашей стране разнообразно по форме и противоречиво по содержанию. В этом коренное отличие от Европы, где камерный оркестр имеет статус элитного коллектива. Этот статус определяется особыми традициями камерно-оркестрового музицирования, соответствующим репертуаром, приглашением солистов и дирижеров мирового класса.
В России само понятие «камерный оркестр» довольно размыто. В одних случаях это ансамбль из 10–12 человек, в котором понятию «оркестр» соответствует лишь название. В других — наоборот, разрастается до малого симфонического, с постоянным привлечением приглашенных музыкантов. В третьих — коллектив в составе симфонического оркестра, с нерегулярной практикой. И т.д., и т.п.
Как всегда в России, деятельность коллектива определяется уровнем и талантом руководителя, отношением власти, финансированием (из бюджета и от частных структур), статусом и положением на музыкальном ландшафте региона. От этого зависит и репертуар, и гастроли, и качество инструментов, и многое другое.
Что играют
Например, анализируя репертуар на протяжении нескольких лет подряд, можно отметить общую тенденцию: преобладание «легкой» музыки. Классика — как правило, популярная и традиционная («Времена года» Вивальди, Серенады Моцарта и Чайковского, популярные миниатюры — от Баха до Шостаковича). Массовые песни (в год 70-летия Победы это главным образом песни военных лет и о войне), музыка кино, мюзиклов, совместные выступления со «звездами» эстрады и рока, а в последнее время значительное увеличение числа переложений, транскрипций, аранжировок — все это имеет мало отношения к специфике жанра, но распространено на российских просторах.
Конечно, это позволяет привлечь публику, «сделать кассу», выполнить госзадание и планы по зарабатыванию денег вдобавок к достаточно низким окладам: в регионах — в пределах 8—15 тыс. руб. (в столице они доходят до 70 тыс.). Но не способствует росту художественного уровня музыкантов и коллективов в целом.
Почти нет в программах симфоний, увертюр классиков и ранних романтиков, которые исполняют камерные оркестры во всем мире (венские классики, Мендельсон, Шуберт, Вебер). Довольно ограничен барочный репертуар, а интерпретации его, как правило, далеки от мировых тенденций, связанных с повсеместным доминированием аутентичного исполнения.
К сожалению, российские камерные оркестры не выполняют задачу по представлению в полном объеме репертуара данного жанра: а это, прежде всего, барочная музыка и музыка ХХ в., в частности советская. Реально звучит лишь мизерная часть из необъятного моря этой музыки.
Современная музыка представлена в основном авторами из своих городов и регионов. И хотя в этом смысле камерные коллективы, безусловно, играют позитивную роль в продвижении современного композиторского творчества (более весомую, чем оркестры симфонические), в целом они, за редкими исключениями, находятся вне важнейшего поля деятельности — освоения и продвижения академического авангарда ХХ века и наших дней (эту функцию взяли на себя ансамбли современной, такие как «Студия новой музыки», МАСМ и др.).
Еще одна проблема: недостаточное бюджетное финансирование мало кому позволяет приглашать высококлассных дирижеров и солистов, музицирование с которыми, разумеется, могло бы принести большую пользу в развитии коллектива.
Сколько играют
Количество концертов, как правило, колеблется от 40 до 60, т.е. в среднем один концерт в неделю, а то и меньше (по сути, минимум для поддержания коллектива в форме). Еще меньше сыгранных программ. Впрочем, есть еще и многочисленные концерты в районах, поселках и селах, социальных учреждениях, выступления на официальных мероприятиях и корпоративах с 1–2 пьесами.
Одни оркестры оставляют их за рамками отчетов о своей деятельности, другие, наоборот, включают в статистику. Так, несколько лет назад один из региональных камерных оркестров в своем отчете указал чуть ли не 120 концертов за сезон, но более 100 из них были сыграны в областных ДК, школах, больницах, домах престарелых…
Впрочем, учитывая, что во многих регионах камерный оркестр — единственный источник академической музыки и нести «культуру в массы» больше некому, эта миссия, просветительская сторона их работы чрезвычайно важна. В то же время о каких-то значимых гастролях речь, как правило, не идет — опять же в силу малого финансирования.
В целом, если оставить за скобками «эстрадно-популярное» направление, то можно выделить две серьезные тенденции, модели камерно-оркестрового музицирования, которые представляют ведущие коллективы России (в т.ч. и те, которые на этот раз по разным причинам остались вне мониторинга). Это направление, которое можно назвать классическим, с упором, с одной стороны, на аутентичное барокко и классицизм XVIII века; с другой — на презентацию проектов, связанные с авангардом конца ХХ века и наших дней (пример — «Академия старинной музыки» Т. Гринденко).
И другая модель, которую давно развивает оркестр «Musica viva» (отчасти такие коллективы, как Оренбургский, Тверской, Архангельский, «La Primavera»…): увеличение состава (за счет приглашенных музыкантов) фактически до малого симфонического оркестра; включение в репертуар опер, ораторий, симфоний XIX века, поиски нового репертуара, новых жанров и форм музицирования.
Очевидно, что именно эти модели надо рассматривать как наиболее перспективные, с точки зрения прогресса и совершенствования музыкантов, повышения их творческого уровня, приближения к лучшим мировым образцам.
По отзывам наших партнеров, мониторинг, проводимый «МО», крайне важен и необходим. Он дает возможность коллективам обмениваться информацией, больше узнавать друг о друге, яснее представлять свой уровень по сравнению с коллегами и профессиональные ориентиры, корректировать планы, репертуарную политику. Лучше понять, как в нынешних непростых условиях, порою при минимуме средств сохранять чистоту жанра, не снижать планку в угоду публике, власти и заказчикам, а наоборот, приобщать ее к лучшим образцам классического и современного музыкального искусства — о чем постоянно говорится на заседаниях и в документах Союза концертных организаций России.
В 2016 году проект «Камерата России» будет продолжен.
В проекте «Камерата России» (Мониторинг российских камерных оркестров по итогам концертного сезона 2014–2015) приняли участие следующие коллективы:
- Государственный академический камерный оркестр России. Художественный руководитель и главный дирижер — Алексей Уткин.
- Камерный оркестр «Камерата Сибири» Тюменской филармонии. Художественный руководитель и главный дирижер — Антон Шароев. Концертмейстер — Юлия Прямова.
- Губернаторский камерный оркестр Тверской академической филармонии «Российская камерата». Главный дирижер — Андрей Кружков. Концертмейстер — Александра Павлова.
- Камерный оркестр Ивановской филармонии (Малый симфонический оркестр Ивановской государственной филармонии). Главный дирижер — Дмитрий Щудров. Концертмейстер — Сергей Цыганов.
- Челябинский государственный камерный оркестр «Классика». Художественный руководитель и главный дирижер — Адик Абдурахманов. Приглашенный дирижер — Кеничи Симура (Япония). Концертмейстер — Татьяна Галкина.
- Омский камерный оркестр. Руководитель — Вениамин Ренкончинский. Концертмейстер — Андрей Лопатин
- Казанский камерный оркестр «La Primavera». Главный дирижер и художественный руководитель — Рустем Абязов. Концертмейстер — Джамиль Шарифуллин.
- Архангельский государственный камерный оркестр. Главный дирижер и художественный руководитель — Владимир Онуфриев. И.о. концертмейстера — Мария Латышева.
- Камерный оркестр МПГУ «Cantus firmus». Художественный руководитель и дирижер — Александр Хургин.
- Камерный оркестр «Дивертисмент». Руководитель — Илья Иофф.
- Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Художественный руководитель и главный дирижер — Владимир Спиваков. Концертмейстер — Алексей Лундин.
- Красноярский камерный оркестр. Художественный руководитель и главный дирижер — Михаил Бенюмов. Дирижер — Петр Казимир. Концертмейстер — Леонид Жуковский.
- Камерный оркестр «Амадеус» Северо-Кавказской государственной филармонии им. В. И. Сафонова. Концертмейстер — Роман Аванесов. Приглашенные дирижеры — Илья Гайсин, Андрей Данилов, Заурбек Гугкаев.
- Камерный оркестр Новосибирской филармонии. Главный дирижер — Алим Шахмаметьев. Художественный руководитель — Владимир Калужский. Концертмейстер — Юлия Рубина. Директор — Алена Болквадзе.
- Екатеринбургский камерный оркестр «В-А-С-Н» (The Soloists of Russia). Главный дирижер — Николай Усенко. Концертмейстер — Софья Уманская.
- Вятский камерный оркестр. Главный дирижер — Константин Маслюк. Дирижер — Валерий Шаромов. Концертмейстер — Ирина Олейникова.
- Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода». Художественный руководитель — Владимир Плаксин. Главные приглашенные дирижеры — Максим Емельянычев, Кристоф Майер (Германия). Концертмейстер — Дмитрий Стоянов.
- Камерный оркестр Астраханской государственной филармонии. Главный дирижер — Раушан Якупов. Дирижеры — Леонид Бутаков, Денис Костылев.
- Камерный оркестр Калининградской областной филармонии имени Е. Ф. Светланова. Главный дирижер и художественный руководитель — Александр Андреев.