Театр имени Наталии Сац представляет первое исполнение на российской оперной сцене оперы «Нуш-Нуши» (1920 г.) крупнейшего композитора ХХ столетия Пауля Хиндемита.
Премьера состоится в рамках цикла «RE-Конструкция» – специального проекта сезона 2021-2022, созданный в период, когда Большая сцена Детского музыкального театра имени Наталии Сац закрыта на капитальный ремонт. В рамках этого цикла в различных пространствах фойе Большой сцены звучат редко исполняемые камерные, хоровые, оперные и инструментальные произведения.
«Нуш-Нуши» будет исполнена в пространстве Ротонды, где уже были представлены ранее постановка оперы «Орфей» Клаудио Монтеверди и премьера оперы «Сны Каштанки» Михаила Броннера.
Опера названа именем выползающего из реки фантастического существа, помеси крысы и крокодила. Музыка оперы пародирует восточные сюжеты и оперные банальности, а прототипами персонажей являются герои кукольного театра «бирманских марионеток».
Красивая, изящная стилизация «общих мест» музыкальной экзотики создает искусственно выдуманный «бирманский колорит», приобретающий пародийный смысл.
Автором идеи, перевода и режиссером российской премьеры оперы Пауля Хиндемита «Нуш-Нуши»/Das Nusch-Nuschi стал художественный руководитель проекта «RE-Конструкция»* и Театра Сац Георгий Исаакян.
«Исполнять музыку Пауля Хиндемита – задача экстраординарной сложности, и мало какой театр решается на такой художественный шаг,
– рассказывает Георгий Исаакян.
– Ведь Хиндемит предъявляет высочайшие требования в смысле мастерства, техники и понимания того, что есть современная музыка. Но благодаря тому, что последние годы мы в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац расширяли представления о бытовании, собственно, детского театра и исполняли и Карлхайнца Штокхаузена, и Филипа Гласса, и Владимира Мартынова, и барочную музыку, теперь Хиндемит уже не кажется таким безумием, как могло показаться несколько лет назад.
Его «Нуш-Нуши» – это вроде как безделушка, но вместе с тем это очень серьезное философское высказывание. И мне кажется, что именно в рамках проекта «RE-Конструкция», проекта, открывающего новые территории музыкального театра, с ней интересно встретиться. Ведь она незнакома практически никому, даже самым узким специалистам, музыковедам и специалистам по театру кукол. Мне думается, что это открытие совершенно нового мира для нас для всех».
Музыкальным руководителем и дирижером российской премьеры, по приглашению Георгия Исаакяна, стал Артем Макаров:
«Сама по себе опера «Нуш-Нуши» необычна – это сатира, юмор, в какой-то степени пародия на оперный жанр, по мнению самого Хиндемита. То там, то там мы слышим чуть-чуть Вагнера, Штрауса, Малера.
Хиндемит немного иронизирует над композиторами, хотя, безусловно, он вырос на их музыке, она оказала на него огромное влияние. «Нуш-Нуши» – это сказка для взрослых».
Как и другие концерты проекта Re-конструкция, первое исполнение в России оперы «Нуш-нуши» будет представлено в Ротонде – одном из пространств большого зрительского фойе, которое на период реконструкции основной сцены театра стало местом воплощения необычных сценических концепций.
«Период реконструкции театра – это период вызовов и трудностей,
– говорит художественный руководитель театра Георгий Исаакян.
– Но одновременно это период новых возможностей и открытий.
Проект «RЕ-Конструкция» – это один из наших ответов на те вызовы, которые стоят сегодня перед Детским музыкальным театром; и одновременно это окно возможностей, открытие новых музыкальных, художественных пространств, новых территорий для встреч с нашими зрителями и слушателями».
Концертное исполнение оперы П. Хиндемита «Нуш-нуши» пройдёт в Ротонде – уникальном пространстве фойе основной сцены, которое уже становилось сценой и для оперных постановок (например, для оперы «Орфей» К.Монтеверди) и для концертных проектов в рамках цикла «Re-Конструкция» (как недавнее концертное исполнение оперы «Каштанка» М. Броннера).
Пресс-служба театра им. Наталии Сац