26 января 2019 года на сцене Большого зала Московской консерватории состоится мировая премьера Пятой симфонии Александра Мосолова (1900-1973).
Симфония была написана в 1965 году, композитор посвятил ее жене — народной артистке СССР, хормейстеру и педагогу Нине Мешко (1917–2008).
26 января в Большом зале консерватории Пятая симфония прозвучит в исполнении Московского симфонического оркестра под управлением Артура Арнольда (Нидерланды).
Также в программе Концерт для арфы с оркестром, в котором будет солировать Тейлор Флешман (США).
Посвященный арфистке Вере Дуловой (110-летие которой будет отмечаться 27 января 2019 г.) и с огромным успехом исполненный ею в 1939 году в Большом зале консерватории, Концерт для арфы с оркестром – первый в советской музыке.
Его сценическая судьба сложилась непросто: многие годы считалось, что партитура концерта утеряна, и лишь несколько лет назад ноты концерта нашлись в архивах.
Кроме того, на концерте прозвучит симфоническая сюита для большого оркестра «Туркменская музыка», впервые исполненная на международной выставке 1935 года в Брюсселе.
О композиторе
Судьба композитора-новатора, как и многих его сочинений сложна. Получив классическое музыкальное образование в Московской консерватории (его учителями по композиции были Р. Глиэр и Н. Мясковский, по фортепиано – К. Игумнов) Александр Мосолов стал известен как композитор-экспериментатор. Талантливый, яркий, независимый, блестяще образованный, он стал членом Ассоциации современной музыки и в 20-е годы 20 века практически возглавил советский музыкальный авангард.
Музыка Мосолова в это время звучит не только в СССР, но с огромным успехом и за рубежом. Самым известным, популярным и исполняемым его сочинением становится симфонический эпизод из балета «Сталь» – «Завод. Музыка машин».
Александр Васильевич не только пишет много музыиу, исполняет ее как пианист, но активно выступает и в качестве музыкального критика. К примеру, одна из первых статей в Советской России о творчестве П. Хиндемита принадлежит его перу.
В 30-е годы поиски нового в творчестве Мосолова продолжались. Новатор, экспериментатор он все время ищет что-то новое. И находит в общении с фольклором, в поездках по отдаленным районам, участвуя в записи и обработках песен народов ССCР. В это время появляются его сюиты «Туркменская», «Узбекская»…
В 1936 году Александра Мосолова обвиняют в антисоветской пропаганде, исключают из Союза композиторов. В 1937 его арестовывают. В 1938 году по ходатайству Глиэра и Мясковского его освобождают, но лишают права жить в крупных городах. Такие трагические события не могли не сказаться на творчестве композитора: его музыкальный язык и стиль изменились.
Долгое время сочинения Мосолова не звучали в концертах, но в последние годы интерес к ним, да и к самому Александру Васильевичу Мосолову возрождается, число почитателей его творчества растет, его исполняют и записывают.
Агенство “Турне”