21 февраля 2024 года на Новой сцене Мариинского театра прозвучит опера «Хованщина». Показ спектакля приурочен к 185-летию со дня рождения Модеста Мусоргского.
В главных партиях выйдет блестящий состав исполнителей: Ольга Бородина, Владимир Ванеев, Станислав Трофимов, Сергей Семишкур, Евгений Акимов, Алексей Марков и Андрей Зорин.
Следующие пять показов спектакля состоятся уже в Москве, в рамках посвященных юбилею композитора обменных гастролей Большого и Мариинского театров.
С 13 по 17 марта на Исторической сцене Большого театра «Хованщина» Мусоргского будет представлена в монументальной постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского.
В 2000 году сценическая версия была подновлена Юрием Александровым и Юрием Лаптевым. Художник возобновления — Вячеслав Окунев, художник возобновления костюмов — Татьяна Ногинова.
Спектакль пройдет с участием хора и оркестра Большого театра. За дирижерским пультом всех показов — Валерий Гергиев.
«Хованщина» — последняя опера Модеста Мусоргского. Монументальный сюжет о стрелецком бунте, раскольниках-старообрядцах и приходе нового царя, несмотря на выдающуюся литературность, не имеет книжного первоисточника.
Модест Мусоргский, уже зрелый композитор, самостоятельно написал либретто. Увлеченный русской историей, день за днем он проводил в библиотеке и консультировался со специалистами. Композитор работал над сочинением с 1872 по 1880 год, однако так и не успел дописать клавир.
После смерти Мусоргского оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. Впервые «Хованщина» была исполнена в 1886 году силами Музыкально-драматического кружка любителей в Зале Кононова (Санкт-Петербург).
Премьера в Мариинском театре состоялась 7 ноября 1911 года благодаря активному участию Федора Шаляпина. Он выступил в качестве режиссера первой постановки и исполнил в ней партию Досифея, подарив всему театральному миру эталонный образ.
До начала 1950-х «Хованщина» исполнялась в основном в редакции Римского-Корсакова. Но затем предпочтение стало отдаваться авторскому клавиру, воссозданному Павлом Ламмом (1932), и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича (1959), наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского. Первым к редакции Шостаковича обратился Кировский (Мариинский) театр в 1960 году. А в 1989-м, к фестивалю Мусоргского, Валерий Гергиев раскрыл неоправданные купюры, освежив восприятие партитуры.
Пресс-служба Мариинского театра