Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» пройдет, как всегда, в Белом зале Музея изобразительных искусств имени Пушкина, с 1 по 23 декабря 2019. Уже в тридцать девятый раз.
Нынешний проект – важная часть Года музыки Великобритании и России, проводимого Посольством Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета.
По мнению президента ГМИИ Ирины Антоновой, «Декабрьские вечера» – всегда не просто фестиваль, но тесный союз пластических искусств и музыки, где одно обуславливает другое.
Тема этого года – «Прогулки с Томасом Гейнсборо»: концерты приурочены к большой выставке английского живописца, которая пройдет с 3 декабря 2019 по 1 марта 2020 г. И это не случайно. Гейнсборо активно увлекался музыкой, часто посещал концерты, сам недурно играл, дружил с профессионалами. И, конечно, писал их портреты. Часть из них будет представлена на выставке.
Двенадцать концертов фестиваля – это известные музыканты из России и Великобритании, россыпь значительных в истории музыки имен, примеры исторически ориентированного исполнительства и, как говорит глава отдела музыкальной культуры ГМИИ Юлия Де-Клерк, не только дух времени Гейсборо, но и хронологические «арки»: что было в британской музыке «до» и что «после».
Программа открывается вечером «Англия: страна надежд и славы» (название марша Элгара), где оркестр «Солисты Москвы» а также Юрий Башмет, Александр Рудин и певец Максим Пастер сыграют британских классиков: не только Элгара, но и Бриджа, Бритттена, Воан-Уильямса и Тавенера.
Концерт «God Save the Queen», где встретятся вокальный ансамбль ««Intrada» и гастролеры из туманного Альбиона, представляет руководитель ансамбля Екатерина Антоненко:
“Отправная точка программы – «Нельсон-месса» Гайдна. Его вокально-симфоническое творчество. Нам захотелось позвать лучших британских аутентистов, так что приедет «Оркестр эпохи Просвещения» с приглашенным дирижером Полом Гудвином.
Кроме Гайдна, будет Уильям Бойс, с «Коронационным антемом» 1761 года. И его же симфония.
Название концерта связано с торжественностью антема и программы в целом. Музыка Бойса почти никогда не звучит в России, хотя, безусловно, заслуживает того, чтобы ее исполняли больше. Бойс – композитор эпохи классицизма, то есть того периода, когда, как считается, в Англии перестали рождаться композиторы. Однако это не совсем так, талант композитора говорит об обратном”.
Непосредственно к теме выставки относится концерт «Дух Гейнсборо». Оркестр Pratum Integrum исполнит сочинение Томаса Линли-младшего, трагически погибшего в 25 лет, но успевшего написать выдающуюся музыку, которая дала ему репутацию «английского Моцарта». Это по сути, концерт – эпиграф, поскольку прозвучат произведения друзей художника. В частности, Абеля и Иоганна-Христиана Баха.
Тот же коллектив, вместе с ансамблем Intrada, участвует в концертном исполнении маски Джона Блоу «Венера и Адонис». Блоу – учитель и друг Пёрселла. У них похожий стиль и уровень качества. Это, кстати. российская премьера, в которой участвуют как английские вокалисты, так и российский контратенор Юрий Миненко.
О духовной музыке концерта «Rejoice» рассказал дирижер Филипп Чижевский:
“Размышляя о программе предстоящих «декабрьских вечеров», мы обратились к музыке самых значимых композиторов Англии – Генри Пёрселла и Бенджамина Бриттена. Надо признаться, духовная музыка обоих композиторов довольно редко звучит, поэтому вдвойне приятно её исполнить.
В концерте вместе с нашим ансамблем Questa Musica будет принимать участие духовой квинтет известного английского трубача Марка Беннета – London Baroque Brass и хор мальчиков академии хорового искусства им. В. С. Попова под управлением художественного руководителя Алексея Петрова.
Прозвучит знаменитая «Музыка для похорон королевы Марии», «Коронационный» Антем Пёрселла, «Гимн святой Цецилии», несколько номеров из рождественских колядок Бриттена и многое другое”.
Будет и еще раз ансамбль «London Baroque Brass», и единожды – вокальный ансамбль IFagiolini. (дирижер Роберт Холлингворт), В первом случае – это концерт «Золотой век английской музыки», а во втором – хоровая музыка 12-го – 20-го веков, от Жанекена и Монтеверди до Хьюза и Пуленка.
В программе «Музыкальная интервенция. Лондон 18 века» Играют наши известные мастера – Юрий Ревич, Марина Катаржнова, Ася Соршнева, Сергей Полтавский и Игорь Бобович.
Макс Эмануэль Ценчич: “Цель искусства не только в том, чтобы развлекать”
Участница «Интервенции», клавесинистка и исследователь старинной музыки Ольга Филиппова пояснила, что
“идея концерта – связать две линии виртуозного искусства времен Генделя. Лондон был в то время столицей культурной жизни, признанные в Европе виртуозы вокала скрипки съезжались к соперникам – Генделю и Порпоре.
Наш концерт – «дуэль» инструменталистов и певцов, а знаменитый Макс Эммануэль Ценчич будет петь и арии Генделя, и арии Порпоры».
Особое место в программе занимает вечер «Дорога на Килкенни», где царит старинная ирландская музыка. Ее привозят ансамбль Les Musiciens deSaint Julien и дирижер Франсуа Лазаревич (Франция). Этот коллектив впервые играет в России, а поскольку нас ждут «популярные жанры инструментальной и вокальной музыки XVII–XVIII веков», без реальных танцев не обойдется.
Как не обойдется на фестивале без музыки английских вёрджиналистов, которых – на исторических инструментах – представят британец Патрик Айртон и наш мэтр Алексей Любимов.
По традиции «Декабрьских вечеров» один концерт, часто не связанный с главной темой фестиваля отдается клавирабенду известного пианиста. На это раз им станет Евгений Кисин, и в год 250-летия со дня рождения Бетховена он сыграет три бетховенских сонаты и другую музыку немецкого гения.
Остается сказать, что фестиваль закроется «Сентиментальным путешествием». Это литературно-музыкальная фантазии по роману Лоренса Стерна в постановке Екатерины Василевой, с участием актеров Дарьи Мороз и Валерия Крупенина, со струнным квартетом и двумя солистами, которые разыграют «микст» из русско-английской музыки ( от Фомина и Бортнянского до Филда и Глинки). Их опусы соединит в единое целое композитор Игорь Холопов.
Майя Крылова