Не утихли еще отголоски Летней школы в Гнесинке, которая прошла в этом году второй раз, и прошла с успехом ошеломительным (хороша была и обучающая программа, и сопутствующие Школе концерты, а ночные выступления на свежем воздухе вообще стали самой сладкой изюминкой московского межсезонья), как в Доме на Знаменке уже стартует новый проект «Ночная Гнесинка», организованный совместно с сетью кофеен «Шоколадница».
Ведомая Михаилом Хохловым команда находится в постоянном поиске новых форматов, гнесинцы стремятся вырваться за привычные академические рамки и надо признать, что удается им это с большим успехом.
Многие пытались совместить формат светского мероприятия с событием, обладающим несомненной культурной ценностью.
Задача эта не такая простая, как может показаться, и успешные попытки такого рода можно пересчитать по пальцам даже в богатой на подобные случаи Москве.
У гнесинцев это получается прекрасно: многим, к примеру, запомнился цикл фортепианных вечеров «Игра без правил», которым Гнесинка радовала публику в сезоне 2016/2017.
Первый из серии концертов нового проекта «Ночная Гнесинка. Отражения» выдался на славу.
Забегая вперед, скажем, что у гнесинцев и «Шоколадницы» получилось все: и сам концерт Андрея Дойникова и Татевик Чубарян; и то, что концерт обрамляло – непростой подготовительный этап, милейший фуршет перед началом концерта, возможность дружеского неформального общения после его завершения.
Впрочем, стоит ли этому удивляться: Андрей Дойников является безусловной звездой, а команда Гнесинки в организации событий самого высокого уровня накопила немалый опыт, да и партнер в лице сети кофеен «Шоколадница» – более чем достойный.
К некоторой грусти собравшихся (и к озадаченности организаторов) погода внесла свои коррективы: в Москву вернулись дожди, и концерт, который предполагалось провести на открытом воздухе под шатром в очаровательном гнесинском дворике, пришлось перенести в Дом на Знаменке. Погодные неурядицы уменьшили и количество гостей – не каждый решился под ливнем ехать в Центр, а кто-то промок и не добрался…
Доброжелательная уютная атмосфера, когда размывается граница между исполнителями и зрителями, наполнила Органный зал сразу же, с первых минут общения музыкантов с публикой. Впрочем, слово «публика» в данном случае не совсем уместно – зал под завязку был наполнен единомышленниками, друзьями, коллегами музыкантов, и это придавало особую прелесть происходящему.
Маримба – инструмент удивительный. Любой, кто слышал ее звучание в исполнении настоящих мастеров, влюбляется в нее на всю жизнь. Проблема только в том, что настоящих мастеров – по пальцам пересчитать.
Нам повезло: Андрей Дойников – тот самый настоящий мастер: под его руками маримба оживает. Но в этот вечер нам повезло вдвойне: вместе с Андреем выступала Татевик Чубарян, автор проекта «Синтез музыки и живописи. PaintAtonica».
Татевик – и музыкант, и художник, или, как ее еще называют, «концертирующий живописец». В свою альма-матер (Татевик – выпускница Школы им. Гнесиных) наведывается регулярно, а вместе с Андреем Дойниковым выступала не раз.
Вот и вечером 23 августа дуэт маримба – живопись просто заворожил зрителей, так органично, емко и глубоко ощущалась игра Андрея, сопровождаемая проецируемыми на большой экран и создающимися в режиме реального времени иллюстрациями Татевик.
Сначала Андрей кратко рассказал о своем любимом инструменте, вспомнив и о выдающейся японской исполнительнице на маримбе и композиторе Кейко Абэ.
С ее вещи о любви «Marimba d’ Amore» концерт и начался. Затем – как же без Пьяццоллы в Школе Гнесиных! – мы улетели в «свободный полет» с «Временами года в Буэнос-Айресе», окунувшись в весну, лето, осень и зиму, и для многих это был абсолютно неожиданный магический Пьяццолла, и действительно «свободный полет» импровизации.
Вернулись на землю со смелой композицией «Paranoid Android» от Radiohead (Андрей объяснил, что творчество этой группы оба очень любят, и это «про тех, кто не вписывается», что, собственно, и оказалось созвучным всему происходившему в этот вечер в Органном зале).
Между произведениями Андрей признавался в любви к Дому, который у него есть («спасибо, Михаил Сергеевич, спасибо, школа») и непринужденно шутил. Завершили концерт композицией на тему Blackbird бессмертных «Битлз».
По сути, это была живая импровизация с двух сторон. Спонтанная реакция Татевик на звуки маримбы Андрея проецировалась на экран, и мы становились свидетелями чуда – рождения нового смысла – новой материи, то прихотливой, то незатейливой, но неизменно неповторяющейся…
Спасибо Гнесинке, и спасибо «Шоколаднице», которая поддерживает «неформатные» идеи прославленной школы. Что нас ждет в будущем?
Когда я, уже перед выходом, задала этот вопрос Михаилу Сергеевичу, он, таинственно улыбаясь, ответил: «Это пока секрет. Но продолжение будет!». Что же, ждем. Уверены, оно того стоит.
Ирина Шымчак