12 мая 1917 года родилась Лариса Леонидовна Артынова – директор Академического музыкального училища (ныне колледжа) при Московской консерватории с 1961 по 2001 год, заслуженный деятель искусств РФ, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, орденов »За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней.
Вряд ли найдётся в нашей стране музыкант, тем более связанный с системой художественного образования, кто не знал бы имени Ларисы Леонидовны Артыновой, возглавлявшей Академическое музыкальное училище (ныне колледж) при Московской консерватории им. П.И. Чайковского с 1961 по 2001 год.
Директор со стажем более сорока лет, деятельность которого отмечена немалыми достижениями в подготовке профессиональных музыкантов, в развитии отечественного музыкального образования и музыкальной педагогики.
Сотни питомцев Академического музыкального училища, известного как знаменитая Мерзляковка (по месту его нахождения) составляют весомую прослойку отечественных музыкантов всех академических специальностей. География их деятельности простирается далеко за пределы России, стран СНГ. Все они вносят значительный вклад в музыкальную культуру России, способствуют росту её мирового признания.
А какова роль директора при этом? Попробуем объяснить. Для выполнения образовательных и профессиональных задач учебное заведение должно располагать всем необходимым для этого: хорошую учебно-материальную базу, включая музыкальный инструментарий, нотную библиотеку, различные технические средства, обеспечивающие учебный процесс.
Приобрести всё это, сохранять в рабочем состоянии, обновлять, реставрировать, пополнять – забота прежде всего первого лица учебного заведения – его директора. Можно представить, сколько требуется сил, времени, умений, наконец, таланта, чтобы повседневно справляться со столькими обязанностями и преодолевать различные трудности, которые встречались на долгом директорском пути.
Другая и важнейшая сторона деятельности директора – формирование педагогического коллектива. Этот процесс длительный, переходящий из года в год: приглашение высококвалифицированных специалистов – профессоров консерватории и артистов ведущих музыкальных коллективов Москвы, привлечение к педагогической работе молодых талантливых пианистов, струнников, духовиков, теоретиков и создание им условий, при которых расцвёл бы их педагогический дар и совершенствовалось их мастерство преподавания. Да много ли еще забот у директора как текущих, так и перспективных!
Приходилось только удивляться, как такая хрупкая женщина, какой была Ларисе Леонидовна, не только выдерживала огромные нагрузки, но и добивалась блестящих результатов во всех сферах своей деятельности.
Несгибаемая воля и упорство в достижении поставленных целей – та сила, которая вела её по жизни. А человеческая мудрость, доброжелательное отношение к каждому работнику позволяли ей поддерживать в коллективе творческую атмосферу и взаимное уважение.
Неотъемлемой стороной директорской деятельности была забота о судьбе питомцев училища, начиная с первого дня их пребывания в стенах учебного заведения. Эта забота наполняла каждый рабочий день Ларисы Леонидовны радостью созидания и удовлетворения… Но, порою, – тревогой и разочарованием.
Можно сказать это была битва за человека, чтобы дарованные ему способности раскрылись в полной мере, а жизнь сложилась благополучно и профессионально успешно. Не счесть музыкантов, благодарных Ларисе Леонидовне за участие в их судьбе, за материнскую помощь в становлении личности.
К самым лучшим выпускникам она присматривалась, заранее обдумывая их приглашение в качестве преподавателей Училища. Так складывалось педагогическое сообщество «своих», возвращавшихся «домой», так обеспечивалось продолжение и развитие лучших традиций учебного заведения.
О том, как Лариса Леонидовна находила талантливых музыкантов с педагогическим даром, подбирала честных и работоспособных сотрудников, можно было бы написать исследование – это было высокое искусство и великая мудрость. Обладая искусством предотвращать конфликтные ситуации, она создавала в Училище атмосферу дружной семьи, где многие чувствовали себя под опекой заботливой матери.
Сорок лет директорства в учебном заведении со 110-летней историей говорит о многом. Лариса Леонидовна любовно и бережно относилась к богатейшим традициям училища и чутко прислушивалась к пульсу времени, которое требовало постоянного обновления, обогащения того опыта, который был накоплен не одним поколением талантливых музыкантов-педагогов. Этот опыт выражался не только в практике преподавания, но и в методическом его осмыслении.
Учебные программы, пособия, учебники, редакции и сборники педагогического репертуара, участие в разработке учебных планов и других документов начального и среднего музыкального образования Наконец, бескорыстная и многосторонняя помощь – организационная, методическая, творческая – музыкальным школам и училищам страны – СССР и РФ.
В этом ей помогала не только решимость всегда бороться до конца, но и ее редкое человеческое и женственное обаяние, артистизм, умение общаться с людьми разных возрастов, взглядов, характеров, статусов. Отказать в чем-нибудь Ларисе Леонидовне было трудно, почти невозможно. Но за видимой гладкостью разрешения многочисленных проблем скрывались повседневные усилия и непрерывная работа, трудно завоеванные победы то приумножали силы, то подрывали их.
Удивительно, откуда у этой хрупкой и отнюдь не крепкой здоровьем женщины было столько энергии, откуда она черпала свои силы? Наверное, в любви к людям, которые платили ей благодарностью, преданностью – и тоже любовью. Приходить к ней в тяжёлые минуты и делиться радостью успеха было потребностью для многих: учеников нынешних и бывших, их родителей, коллег.
А сколько интересных творческих мероприятий было организовано по инициативе директора: семинаров, конференций, конкурсов, фестивалей… вплоть до постановки оперных спектаклей!
Лариса Леонидовна Артынова ушла из жизни 20 ноября 2005 года.
Насыщенная и результативная творческая жизнь учебного заведения под ее руководством завоевала признание отечественных и многих зарубежных музыкантов.
Время директорства Ларисы Леонидовны Артыновой – целая эпоха в жизни Академического музыкального училища, яркая страница в отечественном музыкальном образовании и педагогике.
Александр Лагутин (2006)