В Москве завершился XII Международный осенний хоровой фестиваль. Каждый год у него своё тематическое направление: например, в этом – 150-летие Московской консерватории.
Впервые фестиваль прошёл в 2005-м году, а инициатором его проведения стал Борис Тевлин. Сейчас смотр носит имя своего основателя.
Сергей Екимов, дирижер и композитор, нервничает. В Москве мировая премьера его акафиста, посвященного Александру Невскому, покровителю Петербурга. В сентябре одна часть была сыграна, но целиком сочинение звучит впервые. Такая музыка требует от хора не только сосредоточенности и слаженности.
«Это требует затрат интеллектуальных, потому что тексты не очень популярные и известные, это не литургические тексты»,
– отмечает дирижер.
Виолончелист Алексей Васильев репетирует еще одно сочинение Екимова – Lux aeterna, в переводе с латыни – «вечный свет». Посвящение Майе Плисецкой звучало уже в консерватории год назад в память о балерине.
«Начинается оно с таких звуков – как бы издалека. И это уже должно создать в зале завораживающую атмосферу. И наверное, самое трудное – эту атмосферу вначале создать, а потом до конца не разрушить»,
– признаётся он.
Борис Тевлин впервые собрал студентов консерватории, чтобы исполнить авангардное сочинение Софии Губайдулиной – так началась история хора, который и сегодня продолжает исполнять сочинения современных авторов. Один из них – Бранко Штарк из Хорватии. И зал долго не отпускает его.
«Эти дирижеры привезли новые партитуры, которые до этого никогда не звучали в России»,
– рассказал организатор фестиваля Александр Соловьев.
В этой мужской компании дирижер Инесса Бодяко не потерялась. Она знаток духовных и народных песнопений. А потому ее выбор пал на шуточные белорусские песни, которые контрастируют с духовными стихами монахини Иулиании Денисовой.
Бодяко руководит хором в Беларуси. Техника исполнения для нее, конечно, важна, но главное все-таки в другом.
«Голос – душа, и она не сразу открывается некоторым вещам. Необходимо время для знакомства, дружбы и уже потом любви»,
– убеждена Инесса Бодяко.
Хоровой фестиваль, собирая в Москве коллективы из разных стран, продолжает традиции Бориса Тевлина.
«Это эстафета поколений, развитие хорового искусства на международном уровне»,
– прокомментировал организатор фестиваля, народный артист России Лев Конторович. Это тот случай, когда не важно, на каком языке поет хор. Только голос, его наполненность, его красивое и чистое звучание.
Елена Ворошилова, Новости культуры