Комический балет – довольно редкий жанр, своеобразная диковинка. Образец из числа наиболее ярких – это спектакль, созданный французом Жаном Добервалем больше двух веков назад.
Балет «Тщетная предосторожность», премьера которого состоялась летом 1789 года, и сегодня вполне востребован. Музыку для него специально не сочиняли. Доберваль использовал народные французские мелодии.
С тех пор они звучат на разных сценах по всему миру. Сегодня премьера «Тщетной предосторожности» в Петербургском Михайловском театре.
За кулисами – петухи, курицы. И даже лошади, точнее – пони. Этого актера подбирали очень долго. За несколько недель до начала репетиции среди обитателей конюшень даже провели кастинг. В итоге на главную роль пригласили светло-бежевую пони по имени Леди.
Маленькая лошадь оживляет картину сельской жизни. Веселое и незатейливое действие разворачивается в деревне – среди соломенных снопов и кудахтанья на птичьем дворе. Сюжет незамысловат: предприимчивая вдова мечтает выдать красавицу-дочь за сына местного богача, но девушка уже выбрала себе возлюбленного – бедного крестьянского юношу. И мечтает остаться с ним.
Спектакль «Тщетная предосторожность» французы называют «Плохо присмотренная дочь». Балет создал Жан Доберваль в конце XVIII века, но и в XXI не потерял зрителя. Известны многочисленные хореографические версии балета. Одна из лучших, поставленная в 1960-м для театра Ковент-Гарден, принадлежит британцу Фредерику Аштону.
«Недавно выяснилось, что существует запись телевизионная. ВВС сняло в 1965-м году под руководством самого Аштона этот спектакль. И мне это особенно импонировало, что мы можем сейчас показать настоящую, истинную, аутентичную версию Аштона»,
– рассказывает главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер. Жан-Пьер Гаскье унаследовал все права на спектакль от своего друга Фредерика Аштона. Гаскье видел все постановки – в том числе и русские версии. Нельзя сказать, что они были хуже. Просто они были совсем другими – и по музыке, и по хореографии. Этот балет – в английском стиле. Все репетиции Гаскье контролирует лично.
«Безусловно, первое, за чем я слежу, когда приезжаю – это чтобы все декорации соответствовали всем оригинальным декорациям, чтобы все костюмы были сохранены в оригинале, чтобы музыка звучала так, как она должна быть, чтобы танец на сцене соответствовал изначальной задумке хореографа»,
– говорит Жан-Пьер Гаскье.
Роль предприимчивой вдовы всегда исполняет мужчина, это давняя традиция. Балет – по сути своей – комедийный. На сцене – мать девушки забрасывает возлюбленного дочери яйцами, а сын богача – полный простофиля – прячется от невесты за спиной отца.
Этот веселый и искрометный балет популярен во всем мире. Еще до премьеры – постановщик Майкл О’Хэйр – исполнитель роли Симон – интересовался: поймут ли российские зрители английский юмор? Но в данном случае – уж точно можно сказать – это тщетная предосторожность.