Двумя премьерами начался XII Международный осенний хоровой фестиваль имени профессора Б. Г. Тевлина.
Первый такой фестиваль (тогда ещё без имени) был проведён Борисом Тевлиным в 2005 году. После его смерти в 2012 году фестиваль получил его имя. Художественным руководителем фестиваля им. Бориса Тевлина стал его ученик доцент Московской консерватории Александр Соловьёв.
Двенадцатый фестиваль состоит из четырёх концертов. В первом состоялись московская премьера Реквиема Сергея Слонимского и мировая премьера кантаты на стихи русских поэтов XIX-XX века «Жить чудесно!» Игоря Голубева.
Реквием Слонимского исполнили большой сводный хор и Симфонический оркестр Московской консерватории п/у Льва Конторовича.
Кантату Голубева исполнили те же хоры (за исключением Тульского), а оркестром дирижировал Вячеслав Валеев.
Программа концерта составлена интригующе.
В первом отделении Реквием – заупокойная католическая месса, сочинённая Слонимским на канонический текст, но скомпонованная в непривычном порядке частей. Во втором отделении кантата Голубева с оптимистичным названием «Жить чудесно!» Два полюса бытия.
Реквием написан Сергеем Слонимским в 2003 году и не привязан к какому то конкретному событию. Премьера состоялась в 2004 году в Большом зале Петербургской консерватории усилиями Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга п/у Владислава Чернушенко.
Сам автор говорит в связи с этим сочинением (телепрограмма «Абсолютный слух» 2007 года к 75-летию композитора):
«Я как нецерковный человек…, мне особенно необходимо было написать одно в жизни сочинение, в котором абсолютно искренне, от души я должен был сам исповедаться, причаститься, высказать мои сокровенные мольбы об отпущении грехов; пожелать вечного света невинно убиенным людям и праведникам, обычно этим людям очень плохо на этом свете».
В понимании места, занимаемого Реквиемом в творчестве С. Слонимского, очень многое даёт его высказывание, что Реквием –
«произведение, которое пишется композитором один раз в жизни».
И поясняет: так же, как «Чёрный квадрат» можно написать только один раз.
Поражает его мастерское владение стилями и формами музыки разных времен. В недавней премьере его оперы «Король Лир» это был XVII век – монодийная опера.
В Реквиеме это XV–XVI века.
«Это мои любимые века в музыкальном отношении. Там скрестилось свободное разнообразие различных переформатированных, переосмысленных ладов античной музыки. Я очень люблю XVI за его мелодическое и ладовое богатство, за свободу от жёстких трафаретов и канонов. Наряду со строгой нидерландской полифонией сформировался свободный стиль, основанный на широком мелодическом распеве. Здесь даже косвенно преломляются некоторые элементы серийной техники. Сегодня я рассматриваю серийную технику как один из хроматических ладов огромной ладовой галактики, зародившейся ещё в античности.
У меня навязчивая идея возрождения античной галактики ладов, мелодических и ритмических оборотов. Это новый Ренессанс».
Надо отметить, что Сергею Слонимскому в Реквиеме в значительной мере удалось стилистику средневековой музыки органично переплести с современной манерой письма. Это приводит к интересным гармоническим находкам.
Реквием состоит из четырнадцати номеров, тексты которых взяты из канонической католической заупокойной мессы, но в нетрадиционном порядке. Реквием начинается и завершается Lacrimosa (День слёз), Необычно помещение Kyrie eleison (Господи, помилуй) в конец композиции.
Сам Сергей Слонимский объясняет свою компоновку так:
«Мой Реквием имеет лирический акцент. Его доминантой является мольба об искуплении грехов, о вечном свете для невинно убиенных, которых стало очень много. Поэтому Lacrimosa обрамляет сочинение и повторяется, поскольку несёт основную эмоциональную задачу – мольбу об отпущении грехов» невинно убиенным».
Состав оркестра несколько уменьшен. Он, как и в операх Слонимского, выполняет функции солирующей подкраски вокальных партий и туттийной подкраски tutti хора.
В партитуре есть четыре арии – по одной для каждого голоса – и квартет. Такое построение взято из старинной традиции. В каждой арии солирует какой-то инструмент. С сопрано – флейта (Domine Jesu), с меццо-сопрано – кларнет (Libera me), с тенором – гобой (Agnus Dei), а с басом вся струнная группа (Rex tremendae), tutti оркестр и хор – квартет (Hostias). В некоторых туттийных номерах велика роль тромбонов и тубы.
Реквием Сергея Слонимского был хорошо исполнен сводным хором, в который вошли: Академический Большой хор «Мастера хорового пения» (художественный руководитель Лев Конторович), Камерный хор Московской консерватории и Тульский государственный хор (художественный руководитель хоров Александр Соловьев).
Солисты: Татьяна Минеева (сопрано), Полина Шамаева (меццо-сопрано), Андрей Башков (тенор), Дмитрий Кузнецов (бас). Симфонический оркестр Московской консерватории (художественный руководитель Вячеслав Валеев) Дирижёр – Лев Конторович.
Среди солистов я особо хочу отметить сопрано Татьяну Минееву. Инструментальный тембр её голоса прекрасно подошел к сопрановой партии в Реквиеме. Минеева пела в безвибратной манере и продемонстрировала отменный вкус и понимание стиля.
Хорошо исполнили свои партии Полина Шамаева и Андрей Башков. Менее успешно исполнил басовую партию Дмитрий Кузнецов. Его голос малоподвижен даже для баса и сильно зажат в нижнем регистре.
Московские меломаны должны быть благодарны устроителям Хорового фестиваля им. Тевлина за возможность услышать, хоть и с большим запозданием, одно из значительных сочинений рубежа веков. Лучше поздно, чем никогда!
Кантата Игоря Голубева «Жить чудесно!» написана на стихи русских поэтов XIX – XX веков: по одному на слова Александра Блока (1880 – 1921) «Авиатор», Анны Ахматовой (1889 – 1966) «Любовь», Николая Заболоцкого (1903 – 1958) «Лодейников» и три на слова Василия Каменского (1884 – 1961), чьё стихотворение «Жить чудесно!» дало название всей кантате, «Гимн 40-летним юношам» и «Танго с коровами».
Все авторы текстов, использованных композитором, принадлежат к так называемому «серебряному веку» русской поэзии. А. Блок – крупнейший представитель русского символизма. Ранняя А. Ахматова (стихотворение датировано 1911 г.) принадлежала, как и её тогдашний муж Николай Гумилёв, к акмеистам. Н. Заболоцкий входил в круг ОБЕРИУтов. В. Каменский значился как кубофутурист, а позже членом ЛЕФ вместе с Маяковским и братьями Бурлюками. Каменский был не только поэтом, но и одним из первых российских авиаторов. Именно он ввёл в русский язык слово «самолёт». Вероятно, поэтому И. Голубев написал один из номеров кантаты на фрагмент стихотворения «Авиатор».
Подбор текстов свидетельствует о знании композитором русской поэзии и его хорошем вкусе. Кантата в целом даёт радостные ощущения. В её стилистике слышно влияние киномузыки.
Сегодня киномузыка перестает быть чисто прикладной и вырастает в самостоятельный музыкальный жанр. В русской музыке родоначальниками этого жанра были Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев. Эстафету подхватил Альфред Шнитке, чья киномузыка самоценна и замечательна. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Так, в литературе тот факт, что много талантливых литераторов не имели возможности публиковать свои произведения и жить за счёт этого, привёл к созданию в СССР блестящей школы художественного перевода и в прозе, а ещё более в поэзии.
То же самое происходило и в музыке. Композиторы – как говорится, для «поддержания штанов» – писали киномузыку. Но талант, как шило в мешке, не утаишь – и он вылезал в лучших образцах киномузыки. В одной только музыке к мультфильмам шедевров не счесть. 28 сентября музыке к мультфильмам был посвящена полная программа в Зале им. Чайковского.
Возвращаясь к кантате И. Голубева, хочу отметить прелестную и изобретательную оркестровку, особенно в группе ударных, создающих праздничную атмосферу.
Посвящена кантата «Жить чудесно!» Льву Конторовичу – художественному руководителю Академического большого хора «Мастера хорового пения»
Хорошо справился с непростой партитурой студенческий Симфонический оркестр Московской консерватории п/у Вячеслава Валеева.
Владимир Ойвин