
22 февраля 2024 года оркестр и солисты Нижегородского театра оперы и балета вновь выступают в Зале Чайковского.
После арий Генделя и балета “Opera” Десятникова, после опер Россини, Чайковского, Глюка музыканты представляют в концертном исполнении «Похищение из сераля» Моцарта (премьера новой постановки состоится неделю спустя в Нижнем Новгороде).
Опера отчасти уступает в популярности другим сценическим шедеврам композитора, хотя ее музыкальные достоинства ничуть не менее высоки. За пультом оркестра La voce strumentale – Дмитрий Синьковский, главный дирижер театра; солисты – Надежда Павлова, Владимир Куклев, Галина Круч, Гарри Агаджанян, Сергей Годин.
«Похищение из сераля» – самая необычная в смысле своего экзотического колорита опера Моцарта. Действие ее происходит не в Испании (как в «Свадьбе Фигаро» и «Дон Жуане»), не в Италии (как в «Так поступают все женщины»), не в любимой оперными драматургами XVIII века греко-римской античности, а в османской Турции. Причем эту локализацию композитор подчеркивает музыкальными средствами, вводя в оркестр «янычарские» инструменты: большой барабан, тарелки, треугольник.
Турок, впрочем, среди героев только двое – могущественный паша Селим (роль без пения) и Осмин, страж его гарема. Остальные – европейцы: испанский дворянин Бельмонт пытается хитростью вызволить из гаремного плена свою невесту Констанцу, которую (вместе с ее камеристкой-англичанкой Блондхен и с Педрильо, слугой Бельмонта) похитили пираты, продавшие затем свою добычу турецкому вельможе.
Задача тем более трудная, что любви прекрасной Констанцы пытается добиться сам Селим, а ревнивый Осмин, при случае ухаживающий за Блондхен, сторожит пленниц не на шутку бдительно. После головокружительной череды мелодраматических и комических событий следует очень неожиданно решенный хеппи-энд.
Мы ждем, что хитрость удастся и что паша окажется в дураках – но побег проваливается, и беглецов спасает только великодушие Селима, дарящего пленникам жизнь и свободу.
«Формально “Похищение из сераля” относится к жанру так называемого зингшпиля, считавшемуся более популярным и демократичным, чем итальянская опера,
– рассказывает искусствовед Сергей Ходнев.
– Либретто Иоганна Готлиба Штефани написано на немецком языке, речитативов почти нет, вместо них – разговорные диалоги в прозе. Но Моцарт обращается с жанровыми рамками свободно, и его музыка в самом деле бесконечно более изобретательна, сложна и блестяща, чем этого можно было ожидать от среднего зингшпиля того времени.
ные номера вполне можно представить себе в “серьезной” аристократичной опере – как, например, знаменитую арию Констанцы “Martern aller Arten” из второго действия: огромную, ослепительно эффектную, полную невероятно трудных вокальных пассажей.
Турецкий колорит “Похищения”, безусловно, примета времени, дань моде XVIII века на восточные причуды. Но живое обаяние веселой и яркой моцартовской оперы – явление совершенно вневременное».
Премьера оперы состоялась 16 июля 1782 года на венской придворной сцене, в старом Бургтеатре на Михаэлерплац. Она стала первым крупным успехом новой поры моцартовского творчества: композитор наконец оставил постылую службу при дворе архиепископа Зальцбургского, переехал в давно манившую его имперскую столицу, влюбился в певицу Констанцию Вебер, ставшую тем же летом 1782 года его женой.
«Похищение» было принято восторженно, оперу многократно возобновляли на сцене Бургтеатра, но и за пределами Вены ее быстро узнали и полюбили. Хотя, по преданию, самый высокопоставленный из первых слушателей «Похищения», император Иосиф II, отреагировал на премьеру комплиментом весьма сомнительным: «Слишком много нот, дорогой Моцарт!»
Пресс-служба Московской филармонии