7 апреля 2024 года в Государственном музее современной истории России состоялся концерт молодых оперных певцов, подытоживший работу Международной творческой школы вокального мастерства Елены Образцовой (проект Фонда Елены Образцовой, поддержанный Грантом Мэра Москвы).
В рамках этого проекта по инициативе и под руководством Сергея Буланова впервые состоялась лаборатория «Оперная критика», участники которой несколько дней имели возможность наблюдать за процессом огранки молодых голосов и подробнее узнать специфику академического вокала. О своих впечатлениях рассказывает одна из участниц лаборатории, музыкальный критик Вера Чистякова.
Гала-концерт представлял особый интерес с двух точек зрения. Можно было послушать интересные молодые голоса и оценить результат школы – профессиональную трансформацию артистов, больше недели занимавшихся под опекой признанных мэтров-педагогов.
Особое внимание обратила на себя Олеся Мирошниченко – совсем юная талантливая студентка училища при Московской консерватории, которая, несмотря на щедрый природный дар, не имеет намерения расслабляться, не ждет, что всё в профессии сложится само собой.
Пожалуй, именно её работоспособность проложит ей путь к успеху. Как показывает история, только лишь природными данными долгосрочную и серьёзную карьеру не сделаешь, ряды востребованной вокальной элиты занимают те люди, которые в нелёгком поиске своей индивидуальности и максимального комфорта профессионального аппарата не ленятся учиться на протяжении всей жизни.
Дмитрий Вдовин: «Я просто не хочу подставляться под этот поток злобы»
За работой Олеси можно было наблюдать на мастер-классах Дмитрия Вдовина, Кристины Мхитарян, Феликса Коробова. Каждый из педагогов давал свои советы, но в ключевых моментах случались совпадения: необходимо быть более ответственной по отношению к нотному тексту, работать над физической свободой.
У симпатичной девушки обнаружилось немало зажимов, которые могли бы войти в привычку, не попади она вовремя в руки неравнодушных профессионалов. Чтоб вырвать её из “клетки” собственного тела педагоги проекта использовали разные методы.
Например, Кристина Мхитарян показывала в полный голос и на полной актерской амплитуде барочную партию, которую пока в ее исполнении не слышал никто в мире – участники мастер-классов стали первыми. Степень раскрепощенности, чувственности действующей звезды мировой оперы не могла не заразить.
Дмитрий Вдовин: «Обожание Чайковского во всем мире достигло просто религиозного уровня»
Та свобода, возросший градус женственности, которые можно было услышать седьмого числа на заключительном гала при исполнении Олесей Арии Клеопатры из оперы «Юлий Цезарь в Египте» – явный результат работы и с Кристиной Мхитарян, и с Дмитрием Вдовиным, который вернул шее юной певицы естественное положение, и с дирижёром Феликсом Коробовым, избавившим Олесю от “синдрома мешающих рук” предложением во время исполнения речитатива и Арии Донны Анны пройти “адов круг” с тяжеленным стулом и бутылкой воды в руке.
Все эксперименты оказались ненапрасными и высвободили наконец ангельский голос.
Российская оперная премия Casta Diva объявила лауреатов за 2023 год
За советом и помощью в непростой профессиональной ситуации пришла в школу вокального мастерства Елены Образцовой Дарья Тюлягина. Она окончила Музыкальное училище имени Гнесиных в Москве как меццо-сопрано.
В Санкт-Петербургской консерватории, где Дарья обучается сейчас, певицу решили вести как сопрано. Голос ее пока еще не адаптировался к новому амплуа. На урок к Дмитрию Вдовину певица принесла сложнейший романс Николая Римского-Корсакова «На холмах Грузии», требующий высокого мастерства: достоинств артистки при исполнении неподходящего материала “на вырост” разглядеть было практически невозможно.
У Дарьи чистый, но небольшой голос, требующий тщательной работы для выстраивания сольной карьеры. “Спасателем” может стать дыхание, над которым нужно установить правильный контроль. Дарья – спортсменка, любит занятия фитнесом, пробежки, но во время пения ее страсть к движению оказывается губительной.
Дирижёр Феликс Коробов и в этом в случае нашёл действенный физический метод, направленный на устранение проблемы: он посоветовал певице ощутить себя одним целым со стеной и начать практиковать йоговское дыхание, чтоб убрать зажим в области груди, избавиться от короткого вдоха и быстрого выдоха, попытаться стать во всех смыслах певицей на длинные дистанции, умеющей получать наслаждение от пения на легато.
Выступление Дарьи на заключительном гала-концерте с песней Франца Шуберта «Lied Der Mignon» продемонстрировало новый уровень самоконтроля и спокойствия. Если оценивать это выступление артистки, не погружаясь в контекст ситуации, оно, возможно, не показалось бы столь примечательным, но если знать конкретную предысторию и рассуждать с позиции личных достижений певицы, решения существующих в её профессиональной жизни вопросов, этот выход на сцену стал уверенным шагом к открытию лучшей версии себя.
Анастасии Соколовой было дано добро на исполнение арии Тоски. Девушка пока в «розовом» возрасте для вокалистки, ей около двадцати лет, но голос уже имеет достаточную красочную насыщенность и силу, дающую ей право претендовать на драматический репертуар. У певицы хороший слух, она довольно уверенно владеет сопрановым приёмом точного смыка и взятия звука сверху, что обеспечивает чистоту и ровность всех мелодических линий.
Эффектные мгновенные переходы от пиано к форте и в обратную сторону на мастер-классах под темпераментным руководством Кристины Мхитарян удавались лучше – на концерте приём не сработал. Кроме того, иногда музыка будто бы топталась на месте, артистке нужно научиться мыслить и чувствовать наперёд, а не в пределах одного такта – это прибавит её исполнению энергии и экспрессии.
Главным же недостатком при общей красоте звука стало почти полное отсутствие красоты и ясности слова. Ария Тоски прозвучала почти как вокализ – весь текст был “съеден”, гулкая акустика зала лишь усугубила положение вещей. Проблема серьёзна, но решаема. Во время мастер-класса с юной певицей Кристина Мхитарян делала особый акцент на чёткости произношения текста, но для этого необходимо заставить иначе работать весь мышечно-челюстной аппарат, чего трудно добиться по мановению волшебной палочки за один урок. К счастью, у певицы достаточно времени в запасе, и теперь уже зная все “зачем, почему и куда”, она планомерной усидчивой работой сможет помочь себе сама.
Как потенциальный готовый материал для работодателей однозначно интересен баритон Евгений Макаров. Он имеет крепкий выносливый голос, отличную для русского оперного репертуара барскую внешность, выработанные сценические манеры, обладает сформированным техническим арсеналом, артистически податлив – в работе с дирижёром на мастер-классе показал способность быстро реагировать на замечания, подстраиваться под требования. Чувствуется, что сейчас певец остро нуждается в сценической практике.
Вместе с Феликсом Коробовым Евгений драматизмом и динамикой наполнил арию Грязного из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Казалось бы, мелкие детали: тут нужно сделать чуть быстрее темп, здесь поставить акцент на том, а не на другом слове, в этом месте выдержать паузу, но музыкальный текст за какие-то полчаса «ожил» и «задышал».
Жаль, что именно этот успешный результат не был продемонстрирован на гала-концерте. Евгений пел, и тоже весьма достойно, арию Галицкого из оперы Александра Бородина «Князь Игорь», а арию Грязного, раздирая зал размашистым звуком с нескрываемым волнением и энтузиазмом пропел другой баритон Никита Гражданкин, у которого есть одна проблема. Ему не хватает тонкости в интерпретации музыки и текста, поэтом все звучит нарочито по-русски, “спустя рукава”.
Певец Александр Сусин, негласно заслуживший приз зрительских симпатий в период работы школы и самые громкие аплодисменты на гала-концерте, это тот случай, когда хочется кинуть клич: кто возьмётся за огранку? Несмотря на полученное академическое образование в Ростовской государственной консерватории, пробелы в обучении очевидны, также, как и безусловная одаренность певца и, что тоже немаловажно, лёгкий нрав, подкупающая душевность.
Пропадает парень за грош! Поёт в основном одни детские спектакли в Дагестанском театре оперы и балета, из серьёзного репертуара у него только Старый цыган в рахманиновском «Алеко»… А нужно запереться на годик в классе с грамотным педагогом, который по нотке настроит голос, хорошими распевками отучит бояться выхода наверх, покажет правильную работу над фразой и превратит роскошный, тембрально завораживающий бас в драгоценность российской сцены.
Чувственно, от первой до последней фразы, Анастасия Волкова исполнила арию Лизы из оперы Петра Чайковского «Пиковая дама», однако, пожалуй, чрезмерно мягко и “рассеянно” в плане вокальной интонации. Хотелось бы меньше пустого воздуха в звуке и больше концентрированности. Чайковский задумал Лизу, как персонажа-катализатора драмы, героиню, полную непростых нервных переживаний, неприкаянную, страдающую. Острота и резкость конфликтных чувств, нарастающих в её одинокой, впервые познавшей страсть душе, должны были проявиться в музыкальной речи.
Плюсы… минусы… Вокал – это вечный процесс, очень непростое дело: казалось бы, идёшь к горизонту, а он всё отодвигается. Везет тем, кто имеет правильных проводников, и если и сбивается с пути, то ненадолго. Главное, нельзя разочаровываться в своих силах, в своей мечте. Будем верить, что у всех участников концерта самые большие победы еще впереди.
Вера Чистякова