30 августа 2023 гала-концертом в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга завершился II музыкальный конкурс, посвященный И. Ф. Стравинскому.
В современной России музыкальных конкурсов существует великое множество: разного уровня и значения, с посвящением и без, для представителей многих или наоборот, одной музыкальной специальности, для детей, юношества и зрелых музыкантов разного возраста. Увы, большинство подобных мероприятий неотличимы друг от друга, а музыканты, проходящие через их частое сито, как правило ускользают из поля общественного внимания.
Конечно, есть уже неотделимый от истории мировой музыкальной культуры конкурс Чайковского, который год открывает новые таланты конкурс Образцовой… Но, все-таки, эти соревнования предназначены только для самых-самых.
Организаторы конкурса имени Стравинского пошли собственным путем по сути объединив в одном мероприятии несколько разных. Гений Игоря Федоровича им явно благоволил, поскольку (как зачастую у самого композитора) разнородные, казалось бы, элементы слились в новое гармоничное целое.
В конкурсе могли участвовать как состоявшиеся музыканты, так и юниоры. Три возрастные категории объединили детей, молодежь до 19 лет и взрослых без возрастных ограничений, что немаловажно.
На первичный отбор, проходивший дистанционно, было подано полторы тысячи заявок, что значительно осложнило работу жюри, но продемонстрировало интерес к событию широкого музыкального сообщества и позволило заявить о себе представителям самых отдаленных уголков страны.
Конкурсантам было предложено исполнить свободную десятиминутную программу. Этот шаг помог им предстать перед жюри во всеоружии и показать свои самые сильные стороны, не сообразуясь с жесткими стилевыми установками.
В отличие от многих других конкурсов у «стравинских» был заявлен полноценный призовой фонд, в том числе и для педагогов, готовивших своих учеников к выступлению.
Конкурс проводился в номинациях академический вокал, фортепиано, оркестровые инструменты (струнные, деревянные и медные духовые, ударные), народные инструменты и ансамбли.
Особого внимания заслуживает работа жюри и его состав. Система оценок была ясной и прозрачной, а в судьи пригласили видных специалистов-исполнителей, обладающих исчерпывающими компетенциями в каждой из предложенных номинаций. Баритон Владислав Сулимский, дирижер Ярослав Забояркин, скрипач Максим Федотов, флейтист Николай Мохов, гобоист Алексей Уткин, пианист Лоренцо Баньяти, домрист Сергей Лукин (множество их регалий и высоких должностей, а также имена остальных их коллег-судей здесь, увы, не уместятся, за что приношу свои глубочайшие извинения) под началом нынешнего главного приглашенного дирижера Новосибирской оперы Михаила Татарникова проделало колоссальную работу. При этом была сохранена должная объективность.
В заключительном слове председатель жюри поздравил победителей с заслуженными наградами и пожелал остальным участникам «набраться хорошей злости» и совершенствовать свое исполнительское мастерство не смотря ни на какие преграды.
Призовые места были предусмотрены в каждой номинации и возрастной группе участников. Не буду перечислять всех, поскольку результаты конкурса опубликованы и доступны для изучения.
Среди моих личных фаворитов хочу отметить юную арфистку Агату Махаури (юниоры, струнные симфонического оркестра, I премия), прекрасного юного кларнетиста Михаила Гришина (юниоры, деревянные духовые инструменты, I премия), подающего большие надежды учащегося хорового училища имени М. И. Глинки Григория Андрулиса (вокал, молодежь, I премия), замечательную меццо-сопрано, солистку театра «Зазеркалье» Екатерину Курбанову (вокал, взрослые, I премия) и, конечно же, обладателя гран-при гобоиста Федора Освера.
Последнее, но далеко немаловажное: реакция публики. Слушатели проявили к конкурсу недюжинный интерес. Билеты на гала-концерт разошлись практически моментально. И это в предпоследний день лета!
Что ж, в этот раз соловьи у Стравинского собрались настоящие. Механические птицы не взлетели. И это отлично.
Александр Вовк