26 сентября 2020 года в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялось открытие II сезона проекта “Музыка нашего времени“.
Проект обозначает свою позицию так: сделать современную вокальную музыку доступной для широкой публики. Способствуют популяризации прекрасные исполнители – ведущие солисты оперных театров России и мира.
Открыла концерт мировая премьера молитвы “Отче наш” Эли Тамара (США), прозвучавшая в исполнении вокального трио “Melody”. “Отче наш” – произведение, соединяющее в себе как традиционные черты русских православных песнопений, так и индивидуальный подход композитора к церковному жанру.
Исполнительницы – Светлана Полянская, Александра Конева, Ольга Надеждина – смогли убедительно передать медитативный характер произведения и задали концерту высокую планку.
Далее в исполнении солистки Большого Театра Ольги Селивёрстовой прозвучали фрагменты вокального цикла Алемдара Караманова “Тебе”. Кристальное сопрано Ольги Селивёрстовой выразило все тончайшие грани чувств и движений души, которые абсолютно гениально были переданы композитором.
Экзотической линией концерта стало исполнение Олесей Ростовской (терменвокс) “Угасающего света” Валерия Белунцева. Хотелось отметить в этом исполнении, насколько гармонично и филигранно партия фортепиано (лауреат международных конкурсов Карина Погосбекова) и партия терменвокса соединялись друг с другом, несмотря на совершенно разные мелодические и ритмические рисунки. Олеся Ростовская своим исполнением и полными магической силой жестами буквально заворожила публику.
Колористика, сонористика и не только. О «Музыке нашего времени»
Затем экзотика сменилась на лиризм романсов Микаэла Таривердиева из цикла на стихи Беллы Ахмадулиной. Поэзия Ахмадулиной заиграла новыми гранями в чувственном и проникновенном исполнении неповторимой Ксении Дудниковой, приглашенной солистки Большого театра, “Ковент-Гарден”, а также многих других европейских театров.
В ее голосе то и дело сменяли друг друга то надрыв, то томление ахмадулинских строк. Дудникова по-женски точно и глубоко прочувствовала поэзию Ахмадулиной в преломлении музыки Таривердиева. Пожалуй, выступление Ксении Дудниковой – тот редкий пример, когда исполнителю удаётся полностью донести замысел композитора и проникнуть в душу каждого слушателя.
Лирическую линию продолжил солист Большого театра Илья Селиванов, исполнивший три песни из цикла на стихи Николая Рубцова молодого композитора Дмитрия Аникеева-Сыроечковского. Исполнитель очень цельно смог прочувствовать и донести до слушателя разнообразные чувства, присущие как поэзии Рубцова, так и музыке Аникеева-Сыроечковского – светлую грусть, счастье любви к родине, скорбь от потери близких людей, восхищение красотой русской природы.
И снова русская лирика сменилась экзотикой современного композиторского письма. Слушатели насладились (а некоторые открыли для себя) творчеством уникального финского композитора Кайи Саариахо, чей вокальный цикл “Далекая любовь” для сопрано и электроники прозвучал в исполнении солистки “Вивальди-оркестра” Светланы Полянской.
В этом произведении соединились как собственно пение, так и говор; как выражение сильного чувства, так и отстраненность, дистанцированность; как живое начало (человеческий голос) так и неживое (электронное сопровождение).
Этот дуализм выражен и в самом названии: с одной стороны, любовь – это чувство очень интимное, предполагающее близость, но, с другой, эта парадигма разрушается большой дистанцией между влюбленными. Кроме того, в вокальной партии ярко выражены средневековые черты, что было обусловлено интересом Саариахо к творчеству трубадуров. Такое разнообразие, сконцентрированное в музыке, а также её сакральное, архаическое начало мастерски были переданы уникальным исполнением Светланы Полянской.
История успеха уроженки Ярославля на международных оперных подмостках
Далее в исполнении солистки “Новой оперы” Юлии Меннибаевой прозвучали две песни Валерия Гаврилина из вокального цикла “Времена года” – “Осень” и “Лето”. Интересно, что и в этой музыке прослеживается архаичный пласт, но на этот раз это не европейская, а древнерусская архаика.
Завершило концерт вокальное трио “Melody”, участницы которого исполнили две песни из вокального цикла “Фанфары” Вадима Бибергана на слова Роберта Бёрнса.
На этой веселой, позитивной ноте завершился концерт-калейдоскоп, полный разнообразных стилей и красок.
Подводя итог, можно сказать, что сильная сторона проекта – полнота и многообразие представленных стилей современной вокальной музыки. Хочется надеяться, что проект продолжит знакомить нас с современной вокальной музыкой и дальше.
.
Пресс-служба проекта “Музыка нашего времени”