«Как много у нас прекрасной музыки!.. Как много у нас чудесных голосов!» — это кипело и пенилось в душе после концерта, и не хотелось никаких оценок и анализа. Просто сохранить удовольствие от услышанного.
Но уже по дороге домой привычка спрашивать себя и отвечать, сравнивать и раскладывать по местам начала подталкивать и здесь дать оценку уже произошедшему, постараться понять причины всех восклицательных знаков.
Итак, первый концерт Абонемента № 46 «Вокальное искусство» в Рахманиновском зале Московской консерватории, 21 октября 2019, суббота. Ничем не примечательный, казалось бы. Без иностранных звёзд и громких медийных имен отечественного искусства. Без прямой трансляции и долгой рекламной кампании. Однако концерт был особым и запоминающимся, и сумма факторов тому причиной.
«Музыка нашего времени» — это музыка недавняя и совсем современная, даже премьерная. Это сочинения когда-то соотечественников и российских авторов. Сочинения, которых не увидишь и не услышишь в программах даже такого огромного города, как Москва.
Известно, что самым исполняемым в Отечестве нашем является на сегодняшний день прекрасный Вивальди — он действительно прекрасен, но как же хочется уху живущего в веке XXI иногда не такого складного и гладкого, консонансно-гармонического и ритмически ровного и чёткого. Не только сладкого — перцу и пряностей чуть.
Именно так – из самого разного стилистически, но обязательно вокального, и из времени недавнего – был составлен этот концерт. Двенадцать авторов – ставших классиками и менее известных публике. Девять исполнителей — так же разной степени известности и профессионального стажа.
По мысли организаторов концерта, музыковеда Олеси Бобрик и пианистки Карины Погосбековой, каждому из певцов достался «свой» автор — тот, чьё сочинение очень подходит стилистически, а также темброво характеру и голосу певца. Задумка удалась — и каждый в концерте исполнял СВОЮ музыку.
Открыла концерт Ольга Селиверстова (сопрано) — солистка Государственного Большого театра России, в совсем недавнем прошлом участница молодежной оперной программы Парижской национальной оперы. И молодость, и мастерство. Два романса Леонида Десятникова — «О том, кто жил в маленьком доме» из цикла «Три песни на стихи Джона Чиарди» и «А я…» («Дни летят, как ласточки») из цикла «Любовь и жизнь поэта» на слова Даниила Хармса — завершающие в циклах, а значит, чаще всего — самые яркие и ёмкие.
Изысканность и кажущаяся простота, юмор и легкость, с которыми иносказательно сказано о мудром и важном. Мелодичность, напряжённая и сладостная, в соседстве с захлёстывающей танговой танцевальностью. Все это великолепно пропела и театрально сыграла Ольга Селиверстова, «браво» которой не звучало лишь из изумленной осторожности слушателя — «неужели с первого номера такое великолепие? Сдержусь…»
Ольга Селиверстова в концерте представила и два других романса — «Ожерелье», грузинская народная песня (слова в переводе Яна Гольцмана) и «Ночь и буря» на слова Даниила Хармса, оба — Петра Поспелова. Это была благодатная возможность певице раскрыть разные грани своего вокального и театрального талантов. Совсем другая музыка, совсем другие характеры.
Пётр Поспелов, известный музыкальный критик, как композитор к выбору сюжетов и текстов сочинений подходит с особой тщательностью и избирательностью, чувствуются особое, профессиональное отношение к слову. Думается, не на каждое предложение заказного сочинения отвечает согласием, пишет только в согласии с сердцем. А для произведений с текстом отбирает то, что мог бы сам и произнести.
«Ожерелье» — из таких заказных, следовательно, любовно выписанных, со счастливой улыбкой завершённых. В подражание народным грузинским песням, эмоционально яркая зарисовка из жизни девушки. Ожерелье — лишь повод рассказать о затаённых мечтаниях, первых даже не волнениях, а предчувствиях любви. Автору же — возможность создать тонкую и изящную стилизацию, «повертеть в руках» перед слушателем красивую филигранную вещицу, экзотически-чужую, но такую понятную. А за ней не только песня — национальный характер, с быстрыми перепадами от наивно-простого к бурному, взрывному. Ольга Селиверстова мастерски исполнила песню и сыграла характер.
Хармс Поспелова — с яркой широкой мелодикой, звукоподражанием природе, ясной искренностью — тоже поддался певице. Отпускали её неохотно.
Артём Крутько (контртенор), лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист Московского театра Новая опера им. Е. В. Колобова, участник концертов в городах России и Европы, исполнил сочинения Татьяны Сергеевой. Два номера из цикла «Арии на стихи старинных русских поэтов» — «Как дитя, любовь прекрасна и капризна, как дитя» на слова А. Писарева и «Весна» на слова В. Тредиаковского.
Наверное, главное слово для передачи впечатления от этой части программы — удивительное ощущение естественности. И обращение композитора к поэзии, которая сегодня совсем не популярна во многих смыслах — и как чтение, и как материал для сочинения. И сама музыка, очень просто и естественно сплетающая прикосновения к стилистике оперы XVIII века и современной, сложной ритмически и интонационно, с развитой фортепианной партией, не менее важной, чем партия вокальная. Всё это, как когда-то певцы далёкой эпохи, виртуозно, но с естественной лёгкостью исполнил контртенор Артём Крутько. Лицо прошлого сквозь милую улыбку современности: «кто из нас сложен, кто прост? »
Отдельное слово восхищения пианисту — Карина Погосбекова с естественной лёгкостью справилась со всегда сложной и многосоставной, многосмысловой фортепианной партией арий. Никак не назвать её партию сопровождением, полноценный участник дуэта.
Далее в концерте предполагалась вокальная музыка Сильвестрова — своеобразная точка признанной классики. Не случилось из-за болезни певицы.
Валентин Сильвестров: “Сейчас я не могу сказать, что я – композитор”
Однако другая украинская музыка органично продолжила концерт. Светлана Полянская (сопрано), лауреат всероссийских и международных конкурсов, солистка Московского хорового ансамбля духовной музыки «Благовест» и «Вивальди-оркестра», исполнила Три вокальные миниатюры на слова Мыколы Воробйова современного киевского композитора Аллы Загайкевич. Именно эти три небольшие вокальные пьесы (не песни, не романсы, а пьесы) очертили один из полюсов концерта, окунули слушателя в мир современной мелодики, звукописи, а с ней и новых приёмов звукоизвлечения, появившихся в XX веке.
Вот, что пишет Алла Загайкевич об этом цикле:
«Знакомство с поэзией Мыколы Воробйова (1941*) — лидера андергаундного движения 60-70-х “Киевская школа поэзии”, было соразмерно с открытием какой-то неизвестной, цельной и удивительно совершенной культуры слова. Архаической и модерной, колористической и символической, по-детски наивной и вечной одновременно».
Написанные еще в студенческие годы, миниатюры стилистически узнаваемы, близки зрелому творчеству автора. Колористика, сонористика в названии статьи — это о них, потому что именно этими позициями определяется желаемый автором результат. Солнечные блики и разливы, резкие внезапные тени — и снова переливы солнечного света. Всё это фортепианная партия, сложная ритмически и наполненная звучанием струнных арпеджио, призвуков и касаний.
Это уже не один инструмент, скорее целая звуковая среда. И прорезающий её голос — то тягучий и плотный, то эфемерно парящий. Голос, который доносит текст. Вместе звуки инструмента и голоса рисуют нам образы поэзии Мыколы Воробйова. Певице и пианистке это очень хорошо удалось, образы были зримы.
Второе появление Светланы Полянской в концерте — тоже с солнечной музыкой: вокальная миниатюра «Блаженство» Александра Кнайфеля на стихи юного Пушкина.
«Блаженство» стало первым обращением композитора к пушкинской поэзии, но показательным — на сегодня это один из его любимых авторов. Легкий, бестелесный солнечный полёт, устремлённость вверх — только ли просто к небу? В некоторых фразах вторым смыслом проглядывает образ молитвы… Помог создать этот стремительно летящий образ певице и пианистке острый молоточек ударных (кротали) — как закрепление точки достигнутого.
Доказательством разнообразия и многоликости вокального искусства в «музыке наших дней» стали два романсеро по мотивам стихов Гарсиа Лорки «Лагуна белых роз» Игоря Еварда. Их исполнила лауреат международного конкурса, недавняя солистка Московского театра Новая Опера имени Е. В. Колобова Марина Ефанова (сопрано). Испанские краски, испанские ритмы, «испанская» мелодика — продолжение прекрасной традиции в русской музыке, идущей ещё от М. И. Глинки.
В исполнении Максима Пастера (тенор), лауреата международных конкурсов, солиста Большого театра России, прозвучали две песни Ростислава Бойко из вокального цикла на стихи Сергея Есенина: «Над окошком месяц» и «Черёмуха душистая».
Широкая распевная мелодика, романсовые интонации, мерная ритмика, — всё это позволяет певцу показать голос — композитор прекрасно чувствует его возможности и самые привлекательные особенности, а Максим Пастер — демонстрирует, свободно, плавно, эмоционально-лирически. Как прекрасный оперный певец выстраивает из песен небольшие завершенные драматические сцены. И голос его звучит в ушах еще долго…
Владимир Скуратовский. Из вокального цикла «Я вернулся домой» на слова Л. Филатова. Пожалуй, музыке этого автора попасть в московские концертные залы непросто. А ведь у композитора, пианиста, поэта, педагога, лектора и настоящего просветителя В. И. Скуратовского очень яркие сочинения — стоит услышать один раз, и запомнятся.
В концерте прозвучали две игровые песни в исполнении солиста Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Евгения Качуровского (баритон). «Колыбельная» написана на стихотворение Леонида Филатова «Песня няньки» из цикла «Воспоминание о Пушкине». А значит, не просто колыбельная, не просто нянька с её гаданием — пророчество, испуг от него и временное забвение, сон. Все эмоции — в музыке, но укладываются в мерный, даже несколько обречённый, покачивающийся ритм колыбельный.
Евгений Качуровский нам это пророчество донёс, заставил взволноваться ненадолго, но голосом своим же, сильным и мягким одновременно, успокоил, усыпил, как и полагается в конце колыбельной. Палач же из второй песни, даже в театрально сорванном галстуке-бабочке, остался добродушным и хорошим — чертовщинки не хватило! И тембр и внешний облик певца — мягки и лиричны. Хотя эмоционально образ был ярок, но скорее по удалому весел и открыт, чем саркастичен, как должен был бы быть в этом сочинении палач. Сложно пожелать хорошему человеку стать чуточку хуже, но если уж образ этого требует?..
Совсем юный Валерий Макаров, уже лауреат всероссийских и международных конкурсов, стипендиат премии Правительства РФ для поддержки талантливой молодёжи, солист Камерной оперы им. Б. А. Покровского Большого театра России и Самарского академического театра оперы и балета, представил две «Песенки» на стихи Николая Агнивцева петербургского композитора Андрея Тихомирова — «Крокодил и кролик (Парламентскиц демарш)» и «Если хочешь (Гавот) ».
В тексте от автора узнаём, что
«к творчеству Николая Агнивцева, известного в свое время поэта Серебряного века, до революции успешно работавшего в жанре “кабаре”, а впоследствии разделившего трагическую судьбу многих людей своего поколения, Андрей Тихомиров обращался неоднократно. В результате появились два альбома, включившие в себя в общей сложности 30 вокальных миниатюр.
Стихи Агнивцева, которые сам он именовал “песенками”, изящно стилизованные по форме и, очень часто, иронические по содержанию, буквально пропитаны ароматом эпохи, в которой поэту выпало жить. Вместе с тем, в этих небольших, но ярких жанровых зарисовках и драматических сценках содержится нечто большее – то, что позволяет нам чувствовать актуальность поэзии Агнивцева и сегодня. Всё это композитор постарался передать в музыке».
Валерий Макаров вжился в образы обеих песенок — спел и «сыграл» их театрально мастерски. Будем следить за его судьбой — новыми целями и достигнутыми высотами.
Андрей Тихомиров: «Говорить музыкой то, что я никогда не сумел бы выразить словами»
В прошедшем концерте сложно выделить вершины — каждое сочинение по-своему было вершинным. И всё же определенная кульминация случилась, практически в точке золотого сечения, как и полагается кульминации. Ею стала мировая премьера вокального цикла «Размышление» для баритона и фортепиано на слова А. Муратова израильского композитора Анны Сегал, а когда-то – студентки Киевской консерватории.
О своём новом сочинении Анна Сегал рассказала следующее:
«Этот вокальный цикл родился из моих размышлений о современном мире, о новых реалиях и понятиях, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Размышлений о душе, месте творца в современном мире.
Это своеобразный диалог с собой, иногда мольба о спасении, как в “Молитве”, иногда открытие, как в “Откровении”, иногда отрицание и неприятие реальности, как в “Не”, а иногда горечь признания несоответствия бесчеловечности урбанистического мира, как в первом романсе цикла “Тень”».
Четыре романса, как четыре части симфонического цикла, со своим активным Allegro («Тень»), медленной лирической частью («Откровение»), скерцо («Не»), где встречаются разные грани смеха — от легкой иронии до жёсткой и грубой насмешки. И возвышенный финал («Молитва»). Музыка о душе и реальности, о жизни и смерти (случайны ли услышанные интонации секвенции Dies irae?..)
Исполнил премьерный цикл Николай Борчев — лауреат международных конкурсов, солист Баварской государственной оперы (Мюнхен). Участник постановок в Вене и Лондоне, Берлине и Мадриде, Базеле и Брюсселе — всех городов не перечислить, — а также фестивалей и концертов в Нью-Йорке и Амстердаме, Глайндборне и Баден-Бадене. При этом его всегда ждут в Москве.
Ожидание и на этот раз оправдало себя — певец не просто познакомил публику с новым вокальным сочинением. Он успел «приручить» эту музыку, сделать её понятной и своей — с тем, чтобы рассказать её слушателю, профессионально легко преодолевая все технические сложности, творя на наших глазах настоящий драматический спектакль. Моноопера в двенадцати минутах. Темброво, интонационно, драматургически сцепленное, «единой отливки» произведение — таким придумал его автор, таким сделали его исполнители — певец Николай Борчев и пианистка Карина Погосбекова. В долгом «браво» зал был единодушен.
Но и это не стало последней эмоциональной точкой. В завершение концерта победительница V телевизионного конкурса оперных певцов «Большая опера», солистка Московского театра им. Е. В. Колобова «Новая опера» и Венгерского государственного оперного театра Полина Шамаева заворожила публику, заставила замирать и страдать, вздыхать и плакать вместе с её Варварой из оперы «Не только любовь» Родиона Щедрина.
Успокоить зал смогла только любимая многими песня Эдуарда Артемьева на слова Олега Митяева «Я вернусь теперь не скоро» из кинофильма «Тихая застава». Песня-романс — распевная и печальная, такая густая и глубокая, с щемящими нотками боли и грусти, но и с легкой улыбкой надо всем — как этот образ слился с образом исполнительницы! Кажется, и не может исполнено больше никем другим.
Сколько разной музыки, сколько прекрасных голосов и драматических дарований — не единый букет, скорее мозаичное панно, сложенное на тему «музыки нашего времени».
P.S.: И совсем о другом. По сути, программа сложилась из вокальной музыки русских и украинских композиторов. Всё-таки хорошо вместе…
Инесса Ракунова